Центробанк назвал поколение Y (родившиеся в 1980-2000-х годах) угрозой для пенсионной системы. Так ли это и почему молодежь больше не хочет «копить на пенсию»?
Молодежь не хочет кормить стариков - к такому выводу пришли исследователи из Центробанка. Поведенческая модель поколения Y может подорвать основы пенсионной системы РФ, так как оно не готово к механизму «межпоколенческого трансфера», говорится в проекте доклада ЦБ «Основные направления финансового рынка на период 2019-2021 годов».
Согласно докладу, нынешние молодые люди - индивидуалы, эгоисты и не готовы к участию в «совместных схемах». Кроме того, что молодежь не хочет делать отчислений на пенсию для нынешних стариков, к своей собственной старости нынешние 20-30-летние тоже относятся спустя рукава.
Если верить докладу, молодежь не желает горбатиться ради покупки квартиры и делать иные вложения и накопления. Вместо этого новое поколение тратит деньги на путешествия, развлечения, гаджеты, еду и одежду, то есть на сиюминутные развлечения.
Более того, молодежь не ставит своей целью заработать лишнюю копейку - гораздо важнее для нее работа в удовольствие, самореализация, а то и просто возможность иметь больше свободного времени. С таким поколением каши не сваришь, а хорошую пенсионную систему не построишь, делают вывод аналитики Центробанка.
Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров согласен: действительно, новому поколению присущ индивидуализм: «А какой смысл молодым работать на пенсию, если они видят, что пенсионный возраст повышают до 65 лет, а у многих бабушки и дедушки до этого возраста просто не дожили? То есть отчисляй 45 лет на пенсию, до которой дожить шансов мало?»
Поэтому нет ничего удивительного в том, что молодые люди не желают делать отчисления в пенсионный фонд и никто уже не боится получать зарплату в конверте, волнуясь: «А как же пенсия?»
Помимо пенсионных отчислений есть еще два популярных варианта обеспечить себе старость, регулярно озвучиваемых нашими чиновниками. Они предлагают рожать больше детей, чтобы те кормили на старости лет, и запасаться недвижимостью: после 60 лет вторую квартиру, например, можно сдать.
«В наших российских реалиях оба варианта достаточно абсурдные, - говорит социолог Роман Заваришин. - Молодежь не готова давать по 10-20 тысяч ежемесячно «в качестве пенсии» своим родителям, да у многих и нет такой возможности. Дети содержали родителей в прежние века, когда старикам достаточно было дать тарелку супа. Сегодня на такое содержание пенсионеры и сами не согласны - им хочется иметь собственные деньги, возможность покупать лекарства, путешествовать. И даже если это путешествие всего лишь на дачу, то и дача тоже требует материальных вложений».
К тому же, как сложилось в последние десятилетия, у нас в стране не молодежь содержит стариков, а чаще, наоборот, старики помогают детям и внукам. Переломить эту психологию вряд ли удастся.
«Что же касается приобретения недвижимости «на старость», то тут тоже все непросто, - продолжает Заваришин. - У нас в стране нет традиции снимать жилье, как в США или Европе, где всю жизнь жить в съемном жилье считается нормой. В РФ семья скорее останется жить у себя в регионе на нищенскую зарплату, чем поедет снимать жилье в Москву или другой большой город. Если кто и поедет, то «муж на заработки». Но бригады работяг обычно живут в общежитиях. Поэтому малейший кризис, и владельцы жилья остаются без квартирантов, с огромными счетами за ЖКХ плюс налоги на недвижимость».
Что остается делать молодежи в такой ситуации? То, что она и делает: проживать жизнь здесь и сейчас, жить на полную катушку, в свое удовольствие, не думая о том, какая будет пенсия и будет ли вообще.
«Что касается эгоизма, то у детей в 8-10 лет очень сильное альтруистическое начало, - добавляет Снегуров. - Но наша власть сама формирует в людях эгоистичные установки, а потом удивляется: откуда они взялись? Плюс тяжелая экономическая ситуация. Поэтому проходит лет пять, и эти альтруистические ростки в детях успевают зачахнуть. Происходит формирование прагматичных представлений. Один из моих учеников обучался в ординатуре, хирург. Казалось бы, такая специальность! А он стоит на бирже труда. И там его обрадовали - нашлась работа! Какая? Санитара! Поэтому, конечно, нынешний молодой человек будет суперпрагматичен, ему не до альтруизма, он придавлен жизнью».
Аделаида Сигида.
FOTOLIA