На совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова наметили их судьбу определить после 2021 года и пока в комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ) не включать.
Информационный портал «Мир новостей» уже писал, отмечая, что намерения расширять БАМ и Транссиб для увеличения объема перевозок экономически недостаточно обоснованы и просчитаны. Эксперты уверяют, что новые очереди магистралей нечем будет загрузить, с этим столкнулись железнодорожники еще в Советском Союзе. Рассказывают, что и сейчас вагоны по Транссибу возвращаются пустыми до Иркутска.
На расширении Восточного полигона настаивали угольные компании: рабочая группа Госсовета по энергетике предлагала в рамках корректировки КПМИ предусмотреть проработку третьего этапа модернизации с целью увеличения провозной способности к 2030 году не менее чем до 260-280 млн тонн.
Однако руководство ОАО РЖД заявляло, что эти показатели требуют оценки Минэкономразвития. По словам замгендиректора монополии Алексея Шило, угольщики, вероятно, опирались на оптимистичный прогноз Минэнерго, но, хотя монополия способна инфраструктуру построить, а угольщики - поставить такой объем продукции, нужно понять, продадут ли они этот уголь на внешних рынках, поскольку есть подозрения, что никто его там особо не ждет.
«Внутреннее потребление угля в РФ в 2020 году может упасть на 4-12%, а экспорт - на 10-22%», - признавался бывший министр энергетики РФ Александр Новак в статье для журнала «Энергетическая политика».
«Мы почему-то думаем, что если, к примеру, Китай будет покупать уголь, то он будет покупать его в России, - отмечает Евгений Симонов, международный координатор коалиции «Реки без границ» (КНР). - А к этому показаний не так много: российские угольные компании производят дорогой уголь, особенно если подумать, как далеко мы его везем».
Замгендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отмечает, что в решении правительства отложить проект БАМ-3 нет ничего критического: судя по количеству уже поступивших корректировок в комплексный план модернизации инфраструктуры, над документом еще работать и работать.
Однако вопреки позиции кабмина проект уже запущен: в июле Госдума скоропалительно приняла закон, разрешающий сплошную вырубку лесов вокруг озера Байкал, отмену в зоне будущего строительства БАМ-3 и Транссиба целого ряда экологических ограничений и экспертиз.
«Разобрались» с природой быстро и легко. Без каких-либо обоснований и расчетов. Так и напрашивается порой вопрос: а чем думают в этой Думе?
Алексей Воробьев.
Фото Pixabay.com