Что могут натворить мошенники, получив доступ к вашему аккаунту на портале госуслуг и что делать, если жулики взломали ваш профиль на этом портале?
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Аккаунт на «Госуслугах» стал универсальным хранилищем данных, охватывающим практически все аспекты жизни россиян. С одной стороны, удобно, что через «Госуслуги» можно записаться к врачу или получить необходимые выписки и справки. Однако, когда все сведения о гражданине собраны в одном месте, это еще и большой риск все потерять, если этим аккаунтом завладеют мошенники. А они все чаще нацеливают свои методы социальной инженерии именно на то, чтобы получить такую возможность. Главная цель злоумышленника - заставить жертву назвать им код, который приходит на мобильный телефон для восстановления доступа на портал.
Если мошенник получит доступ к вашему личному кабинету в «Госуслугах», последствия могут оказаться серьезными. Аферист сможет оформить множество кредитов в микрофинансовых организациях и даже выпустить электронную цифровую подпись для совершения сделок с недвижимостью от имени пользователя.
Специалисты по кибербезопасности рекомендуют использовать разные пароли на разных ресурсах и не выбирать простые комбинации. Никогда не следует сообщать коды из СМС-сообщений «сотрудникам службы безопасности» или «представителям официальных учреждений» - настоящие сотрудники никогда не будут запрашивать пароль. Чтобы защитить свои данные на портале госуслуг, эксперты советуют:
- Внимательно прочитайте СМС-сообщения: если указано «Код восстановления доступа», не сообщайте его никому.
- Запретите дистанционные сделки в Росреестре без своего личного присутствия.
- Не раздавайте Wi-Fi неизвестным лицам: это может привести к нарушению доступа к «Госуслугам».
- Будьте осторожны со старыми номерами и сим-картами: они могут быть возвращены в продажу и использованы злоумышленниками для восстановления доступа к вашему аккаунту.
Но что делать, если мошенники все же взломали ваш аккаунт на «Госуслугах»? Чем скорее вы начнете действовать, тем лучше. В Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России объяснили, как восстановить доступ к профилю и что делать после этого, поскольку злоумышленники могут вновь получить контроль над учетной записью.
Первым шагом является сброс старого пароля. Это можно сделать через электронную почту или номер телефона. Для начала необходимо открыть официальный сайт «Госуслуги». Важно убедиться, что вы находитесь именно на официальном портале, так как в интернете существуют фишинговые сайты, имитирующие его. В таких копиях могут быть ошибки в дизайне и коде, а также в адресе сайта могут содержаться другие символы.
На странице авторизации необходимо выбрать опцию «Восстановить», затем ввести телефон или адрес электронной почты и номер одного из документов (например, паспорта, ИНН или СНИЛС). Если был поставлен контрольный вопрос, необходимо ответить на него. После этого система отправит код на телефон или ссылку на электронную почту для создания нового пароля.
Если злоумышленники изменили данные для входа, восстановить доступ будет сложнее. Необходимо ознакомиться со списком банков, предоставляющих услуги по восстановлению доступа к «Госуслугам». Клиентам кредитных организаций нужно зайти в личный кабинет на сайте или в приложении банка и найти опцию «Регистрация на «Госуслугах». В результате пользователь сможет получить пароль на номер телефона, указанный в банке. Даже если мошенники успели заменить номер телефона в «Госуслугах» на свой, код для входа получите именно вы.
А что можно посоветовать пенсионерам, которые не очень разбираются в современных технологиях? Конечно, восстановление доступа к «Госуслугам» в отделениях вашего банка. Если злоумышленники изменили контрольный вопрос или установили новый, решить проблему удаленно не получится. Тогда пострадавшие посещают ближайшее отделение своего банка, где предоставляют услуги по восстановлению доступа. Для этого потребуются паспорт и СНИЛС. Эти документы необходимо предоставить специалисту, который восстановит доступ к аккаунту. Важно проверить апелляционный номер телефона и заменить его при необходимости. Менеджер банка отправляет одноразовый пароль по СМС-сообщению или по электронной почте для авторизации. На странице нужно ввести СНИЛС в поле «Логин» и временный пароль из СМС-сообщения. После этого рекомендуется сменить временный пароль на постоянный.
Что делать после восстановления доступа к профилю на «Госуслугах»? Эксперты рекомендуют немедленно сообщить о взломе аккаунта в полицию и попросить проверить, что мошенники могли натворить от вашего имени за указанный период времени. Если на вас навесили кредиты или продали от вашего имени квартиру, лучше узнать об этом сразу же, а не через год.
Олег Павлов
Фото: LEGION-MEDIA