
Но позиция у государства почему-то прямо противоположная. Уже много лет подряд чиновники стремятся избавиться от предприятий, где у них нет контрольного пакета. И наоборот, удерживают то, что государством контролируется полностью. Но если власти в состоянии так хорошо управлять бизнесом, зачем его вообще продавать? Если нет, то зачем избавляться от мелких, необременительных пакетов процветающих российских фирм. Чем эти вложения хуже, например, вложений в американские ценные бумаги, куда у нас любят вбухивать резервы страны?
К тому же продавать именно сейчас - вообще сомнительная затея. После прошлогоднего краха на фондовом рынке цены на акции так до конца и не восстановились. На прошлой неделе опять пошли вниз. Вряд ли кто-то из потенциальных покупателей захочет заплатить за предприятия больше, чем они стоят на бирже. Приватизация идет и сейчас, правда, не такая масштабная. Так вот, бизнесмены готовы были дать приемлемую цену лишь за каждый десятый объект. На многие предприятия желающих не нашлось.
Но даже если случится чудо и чиновникам удастся выручить от приватизации по максимуму, полученные деньги для бюджета погоды не сделают. В лучшем случае покроют около 2% его дефицита. А, скорее всего, сумма не дотянет и до одного процента.
И тут возникает главный вопрос: зачем вообще все это затеяно?
Минэкономразвития исходит из необходимости избавиться от избыточной госсобственности, привлечения на предприятия новых инвесторов и повышения эффективности их управления. Однако критики правительства уже сейчас говорят, что предприятия на продажу подбирались властями под конкретных покупателей. Формально госсобственность, как водится, приобретут какие-нибудь офшоры, за которыми стоят все те же олигархи. А как они управляют экономикой, мы знаем на примере того же Пикалева. Прямо скажем, так себе управляют.
Олег Стулов