
Быстро выяснилось, что новый московский градоначальник парки от парков не отличает. В смысле те, что парки культуры и отдыха, от тех, что особо охраняемые природные территории. А поскольку Сергей Собянин буквально одержим идеей городского благоустройства, то еще в январе он начал «благоустраивать» заповедные зоны Москвы - заложил в Битцевском лесу и ландшафтном заказнике «Теплый Стан» два типовых спортивно-игровых досуговых комплекса с хоккейными площадками, горками, надувными временными павильонами и домиками для инвентаря.
Вообще-то строить на особо охраняемых природных территориях без экологической экспертизы категорически запрещено. Да мало что на них можно строить. Но мэр дал отмашку, и подчиненные выполняют. А при этом строительство выдается за размещение некапитальных объектов. И если деревья строители стараются не рубить, то луга и кусты (это тоже часть охраняемой природы и место обитания краснокнижных растений и животных) исчезают гектарами.
Несмотря на возмущение экологов, те два центра уже достроили, а сейчас строят еще восемь. Один из них в Битцевском лесу (в той его части, что за МКАД), другие в природно-исторических парках «Измайлово», «Царицыно» и «Тушинский», в природном заказнике «Долина реки Сетуни» и в национальном парке «Лосиный Остров». Причем в последнем построят сразу три спортивно-игровых центра, один из которых в глубине лесного массива.
Это, впрочем, не единственная опасность, грозящая Лосиному Острову. В мэрии загорелись абсурдной, с точки зрения любого профессионального эколога, идеей обустроить в национальном парке загоны для лосей, согнать туда копытных со всей остальной территории и завезти в загоны еще и бизонов из Приокско-террасного заповедника.
Все это красиво называется сафари-парком. В декабре о нем опять заговорил глава Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. И хотя официально затея с загонами не утверждена, деньги под нее на будущий год уже выделили. Специалисты предупреждают: уникальный объект природы под названием «Лосиный Остров» после таких манипуляций может просто перестать существовать. Национальный парк может стать главной московской потерей 2012 года.
ЛАРЬКИ
Бороться с киосками мэр начал еще прошлой осенью, а в конце января москвичам представили разработанные Москомархитектурой типовые проекты ларьков: «классика», «модерн», «современный стиль», «лебедь» (специально для торговли сувенирами) и «минимализм». Предполагалось, что уже летом они капитально преобразят лицо московской уличной торговли.
В январе все, помнится, пустились в обсуждение этих проектов. Именитые архитекторы окрестили их ученическими работами, распространители печатной продукции жаловались, что конструкция новых киосков плохо подходит для торговли газетами (там для этого слишком маленькая витрина). Кроме того, предприниматели наперебой твердили, что новые ларьки слишком дороги и что их покупка, пока старые киоски своего не отслужили, больно ударит по карману сначала продавцов, а потом и покупателей, то есть нас с вами.
Похоже, зря переживали. Ни летом, ни осенью тотальной замены объектов торговли не произошло. В Департаменте торговли и услуг «МН» заверили, что новый ларек в Москве есть и даже не один. Но в масштабе города заметить их затруднительно. Теперь поменять киоски обещают следующим летом. Впрочем, нет никакой уверенности, что это окончательный срок. Хочется надеяться, что городские власти решили спустить непопулярную затею на тормозах. Если нет, то ларечная тема может стать источником больших конфликтов в наступающем году.
ВЫДЕЛЕННЫЕ ПОЛОСЫ
Пожалуй, нет такой вещи, за которую Сергея Собянина ругали бы сильнее, чем за выделенные полосы для общественного транспорта. В уходящем году мы не раз возвращались к этой теме, обращались с вопросами к экспертам, но все они говорили одно и то же: это мера непопулярная, но вынужденная, если не давать преференций автобусам и троллейбусам, любой современный город ждет транспортный коллапс.
Осенью московские транспортники подвели предварительные итоги: общественный транспорт по дорогам с выделенными полосами действительно движется теперь на 20-30% быстрее, чем раньше. Только вот ехать на нем некуда. Дело в том, что власти поставили телегу впереди лошади. Вместо того чтобы разработать удобную и современную маршрутную сеть для автобусов с троллейбусами, а потом уже отвести под основные, магистральные, маршруты выделенные полосы, в мэрии все сделали наоборот. Результатом стали такие казусы, как, например, выделенная полоса на Бородинском мосту, по которой ездят один редкий 132-й автобус и один еще более редкий 39-й троллейбус.
Конкурс на разработку новой маршрутной сети обещали провести еще летом, но до сих пор даже не удосужились его объявить. Так что перекройка маршрутов наземного транспорта должна стать главным московским транспортным событием 2012 года.
Материалы подготовил Никита Аронов
"Мир новостей"