31 июля 2025 в 08:25

Намерения под подозрением

Крутить гайки можно до той поры, пока резьба не слетит.

Это привычное у нас занятие столь же традиционно и заканчивается. Потоком ненормативной лексики. Вот и докрутились в Госдуме.

Парламентарии призвали главу Минцифры Максута Шадаева растолковать им совсем мутный законопроект. Чтобы объяснил, как можно не только отслеживать проявления, пардон, экстремизма, но и наказывать любо­знательных пользователей интернета... не за пользование, но всего лишь за намерение попользоваться.

Шадаев вертелся на думской трибуне как уж на сковородке и нес почти околесицу. Министр мучился, пытаясь выставить себя не «ястребом», а «голубем», но с одной стороны надо было презентовать драконовскую суть документа - совсем в духе антиутопий Джорджа Оруэлла, с другой - успокоить общественность и депутатов, представив мрачные фантазии авторов документа в виде безобидного мультика про Чебурашку.

Шадаев надрывал ум, пытаясь убедить депутатов: «Законопроект коснется 5,5 тысячи материалов, которые находятся в реестре экстремистских материалов Минюста, зарубежные платформы систематически не хотят удалять экстремистские материалы». А разве они нам что-то должны?

Шадаев: «От принятия закона рядовые пользователи не пострадают, в поле интересов правоохранительных органов будут организаторы, а также разделяющие идеологию экстремистских ячеек».

Шадаев: «Если пользователь не знает о том, что этот материл включен в реестр экстремистских материалов и у него нет умысла, то он не будет подвергаться наказанию даже при использовании VPN. Правонарушение будет фиксироваться в случае умышленного доступа. Умысел должны будут доказать правоохранительные органы».

В итоге законопроект и поправки к нему были приняты в третьем чтении голосами депутатов «Единой России». Три фракции - «Новые люди», КПРФ и «Справедливая Россия» - поддержать поправки отказались. Что нынче редко бывает в ГД.

Поправки разгромил вице-спикер Госдумы, депутат от «Новых людей» Владислав Даванков. «Это первый прецедент в России, когда будут взимать штраф даже не за распространение контента, а просто за то, что вы по той или иной причине им воспользовались, даже совершенно случайно, - предупредил депутат. - Чтобы соблюдать этот закон, нужно, по сути, выучить все 5000 названий материалов, которые находятся в реестре - только так можно не попасть под штраф».

В соответствии с принятыми поправками в КоАП, административный штраф за умышленный (а как его отличить?) поиск в интернете и получение доступа к заведомо экстремистским материалам, в том числе с использованием VPN, для граждан составит 3-5 тысяч рублей, за распространение рекламы средств доступа к заблокированным информационным ресурсам - штраф до 500 тысяч рублей. В качестве бонуса Вячеслав Володин заверил, что Госдума проконтролирует правоприменение штрафов за поиск экстремистских постов. Ну, ну...

«Нормы содержат в явном виде наличие умысла, и пользователь должен знать заранее, что эти материалы включены в реестр, - не раз повторил Шадаев. - Только 5500 материалов подпадают под административную ответственность по этой норме. То есть только 5500 материалов, по которым российскими судами вынесено соответствующее решение». Мутновато!

Столь серьезная критика документа обычно послушной Кремлю Госдумой, вероятно, обратила на себя и внимание президента. На видеосовещании с членами правительства он особо обратил на это внимание: «Закон о поиске экстремистской информации - как вы предполагаете, он должен на практике функционировать?» Шадаев снова оказался на грани растерянности... и провала. И смог лишь заученно повторить те «объяснения», которые он уже использовал в Госдуме. Правда, президент не стал настаивать, обошлось без жестких разборок. И главу Минцифры заметно «отпустило».

Теперь у российской общественности грядут новые сюжеты: как и с помощью каких технологий правоохранители будут вычислять умысел граждан при их заходе на «экстремальные» страницы в интернете? Этот «интеллектуальный продукт» наверняка потянет на Нобелевскую премию.

Григорий Алексеев

Фото: FREEPIK.COM

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ