С октября в России стартовала электронная школа: дети теперь могут учиться по видеоурокам лучших учителей страны. Несмотря на то что при чтении электронных текстов дети воспринимают меньше информации, чем в книгах, гаджеты и цифровые технологии вытесняют привычные методы образования, а вузы встают на рельсы онлайн-обучения.
Образовательная среда меняется. И в вузах, и в школах все чаще используются инновационные образовательные методики. Робототехника, игровое мышление, виртуальная реальность находят свое место в образовательных технологиях. И это, считают и разработчики этих методов, и практики, повышает эффективность обучения. Смешанное обучение - комбинация классических методик и новых технологий - сегодня тренд в образовании.
Дети уже привыкли общаться с интернетом. В Сети найти информацию быстрее, чем в книге, говорят школьники. Хотя и признают: правда там написана или нет, проверить можно только одним способом - в книжке. А еще в электронный учебник входит больше информации, и рюкзак уже не оттягивает плечи - плюсов много! Без гаджетов современный ребенок уже никуда, и гораздо правильнее не запрещать их, а использовать во благо.
В современной школе можно использовать даже игры, хотя мы, родители, всегда сердимся, когда ребенок зависает из-за них в интернете. А какие плюсы можно найти в этом? Дерек Брин, дизайнер, аниматор, разработчик онлайн-игр, учит строительству онлайн-игр. «Многие дети растут, когда их просишь делать что-то трудное. Чем задача сложнее, тем больше ребенок вовлечен в процесс, - рассказывает Дерек. - На базе одной московской школы организованы курсы для учителей всех специальностей по созданию игр и анимации для них». Что это дает? Создание коллажей, умение работать в области программирования, так необходимое для выполнения проектных работ, практикуемых в школах разных стран.
«Я не думаю, что роботы так уж нужны в образовании. Просто дети заинтересованы в таких увлекательных способах образования. Робототехника, программирование - это всего лишь навыки. Меня больше занимает вовлечение детей в использование этих новых технологий при изучении обычных школьных предметов», - говорит Дерек Брин.
Ирина отмечает, что уже более ста московских школ пользуются программами виртуальной и дополненной реальности и эти методики уже развиваются в Казани, Красноярске, на Дальнем Востоке. Остальное зависит от того, насколько активен и современен директор школы.
А вот какую необычную вещь разработала американская компания NeuroSky. На головах школьников игрушечные ушки, в них встроены биодатчики, реагирующие на работу мозга. Если ребенок слушает, он сфокусирован на предмете - ушки поднимаются и учитель видит, что ребенок встроен в учебный процесс.
По словам Вениамина Каганова, заместителя министра образования РФ, сейчас примерно 300 тысяч граждан на планете обучаются по программам, связанным с российским образованием.
МФТИ стал одним из первых вузов, внедривших онлайн-магистратуру. Студент регистрируется в системе на онлайн-платформе и начинает учиться. Слушает лекции, участвует в семинарах. Экзамены тоже можно сдать онлайн - обмануть преподавателя тут не удастся, нужно будет показать, что вы один в комнате, а скорость сдачи работ и экзаменов не даст возможности списать. Госэкзамены сдаются очно. Такой вариант обучения подходит студентам с инвалидностью, например, или тем, кто живет далеко от вуза, в регионе. Пользуются онлайн-обучением и работающие студенты. Обманывать преподавателей смысла нет - студенты обычно сильно замотивированы. Их цель - повысить свою квалификацию и стоимость на рынке, значит, образование нужно получить реальное, а не липовое.
Изменения будут не быстрыми, но они уже происходят. Только заменят ли человека роботы, а цифровые технологии - проверенную классику?
Ведь можно увлечься поверхностной пользой гаджетов и за этим потерять суть. Ребенку сегодня не хватает эмоционального развития, в том числе из-за отсутствия самых банальных игр. В магазин, в войну, в индейцев... Самое удивительное, что уже выросли воспитатели детских садов, которые сами не играли в детстве и не умеют этого делать. Они себя видят только стоящими у доски и показывающими буквы, даже если они работают с четырехлетками. Беда в том, что увлечение ранним развитием, обучение письму и счету происходит за счет игры. А играть ребенку уже некогда. Чтобы дети легко осваивали новые технологии образования, сначала надо дать им наиграться в юном возрасте.
Так что новыми современными технологиями, как ни странно, можно считать и возврат к некоторым старым методам, например к обычной детской игре. Теперь наших детей нужно этому учить специально, и о том, как это делать, следуя принципам Льва Выготского, рассказывает, в частности, методика Елены Бодровой. Дети поменьше разыгрывают сюжеты из обыденной жизни, дети-подростки - какие-то литературные сюжеты. Преподаватель моделирует, показывает, но сюжет ведут дети. Почему их приходится учить? Потому что то, что мы считали обычным, когда росли сами, выдавливается или исчезает. А ведь игра позволяет не только развивать социальные навыки ребенка, но и учит его думать.
Владимир Долматов, директор «Открытой школы», отмечает, что школе придется успевать за быстрым прогрессом в сфере образования. «Везде все быстро меняется. А в школе как раз не меняется ничего. И эта коллизия дает сильный разрыв. Но в ближайшее время будет мощный взрыв, сейчас уже развивается дополнительное образование, а оно накроет основное. Я, например, уже не могу учить детей по-старому. Уже внедрены новые технологии, и учителя начинают расширять свой кругозор», - констатирует он.
Евгения Константинова.
DEPOSITPHOTOS/PHOTOXPRESS