Российская общественность внимательно наблюдает за происходящим в отечественном образовании. И многие процессы здесь не радуют ни родителей, ни педагогов, ни даже компетентных чиновников.
На этом фоне выступление главы Рособрнадзора Анзора Мусаева в ходе круглого стола «Качество образования - основа достижения национальных целей» прозвучало неожиданно и достаточно громко. «До 30 процентов школьных программ содержат неподъемные для учеников темы, это безобразие необходимо прекращать... Анализ экспертного сообщества вузов показал, что большинство предметов стандартной школьной программы - от 15 до 30 процентов - перегружены темами, которые в Советском Союзе преподавались часто в конце второго курса университета», - подчеркнул Мусаев. По его словам, сейчас в наших школах дают ученикам темы, которые невозможно освоить. Он отметил, что даже для учителей многие темы оказываются неподъемными и они просто пропускают их.
Сильно сказано! Особенно если учесть, что миссией возглавляемого Анзором Мусаевым Рособрнадзора является «обеспечение прав граждан на получение безопасного и качественного образования, а также оценка созданных условий реализации конституционных гарантий права на образование».
Однако в Министерстве просвещения решили, что чиновник заступил на их территорию, и поспешили с опровержением. «Анзор Мусаев говорил о существовавшей ранее проблеме. Однако за последнее время была проделана масштабная и детальная работа. Ее результаты закреплены в приказе Минпросвещения России №704. Сейчас уже с уверенностью можно говорить о снижении нагрузки на учеников», - заявили в министерстве.
В Минпросвещения откликнулись очень быстро. И не мудрено: накануне в органы власти РФ был направлен доклад СПЧ - Совета по правам человека при президенте России - о проблемах перегрузки российских школьников. Попробуй не откликнись! Но всем известно умение нынешнего министра просвещения Сергея Кравцова «вольно обходиться с фактами», его не раз ловили на этом, в том числе в Государственной думе РФ. Поэтому на отклик ведомства специалисты подготовили свой отклик.
Да, Минпросвещения с 1 сентября 2025 года утвердил приказ, «устанавливающий допустимую годовую учебную нагрузку для школьников с первого по девятый класс». По извращенной
Кроме того, явным вызовом (в том числе здравому смыслу) выглядит тот же приказ Минпросвещения №704, в соответствии с которым, кроме всего прочего, было увеличено (!) минимальное количество академических часов по образовательным программам. То есть к и без того значительному количеству учебных часов добавилось еще 5-6%.
Правда, в конце августа Минпросвещения России установило единый режим работы школ на учебный год. Занятия должны начинаться не раньше 8.00 и завершаться не позднее 19.00, включая школы с двумя сменами. Приказом министерства были отменены так называемые нулевые уроки, которые могли начинаться раньше 8 утра. И на том спасибо!
Как отмечает в своем докладе СПЧ, современная школа стала площадкой, которую различные структуры используют для реализации своих интересов, весьма условно связанных с образовательным процессом. Со стороны администрации школы, региональных и муниципальных органов власти и иных организаций регулярно приходят запросы на участие учеников школ в различных проектах. Учителя вынуждены обеспечивать участие школьников во множестве праздников, в олимпиадах, конкурсах, субботниках и концертах. Зачастую ради этих мероприятий детей снимают с уроков. В результате фактическое количество часов на проведение уроков оказывается заметно меньше плановых. Также школы досрочно прекращают учебный процесс, чтобы подготовиться к ЕГЭ. Проведение Всероссийских проверочных работ (ВПР) тоже отбирает время - от 3 до 8 уроков. Помимо этого, из учебного времени изымается значительная часть уроков для «натаскивания» на написание ВПР, так как их результаты имеют значение для рейтинга школы.
Другими словами, учебные дни школьников, по мнению СПЧ, перегружены количеством учебных часов, а, как отмечают в Рособрнадзоре, учебники перегружены слишком сложными для детей темами. Даже эти два фактора способны серьезно навредить качеству образования в российских школах. И, судя по всему, тут предстоит многое менять. И весьма срочно.
Леонид Греков.
Фото: LEGION-MEDIA