сегодня в 10:25

«Урюк» вместо русской литературы

В антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» все книги в неком футуристическом мире признаются вредоносным явлением, находятся под строжайшим запретом и подлежат тотальному сжиганию.

Оставшиеся верными печатному слову жители вынуждены уходить в подполье. Градус в заглавии означает температуру, при которой загорается бумага.

Сегодня с ролью сжигателей книг блестяще справляется интернет, где российских школьников буквально отучают читать даже программную литературу.

Некто Алексей Скрипник - создатель популярного ресурса, название которого мы приводить здесь не будем во избежание лишней рекламы. Больше двух десятков лет его сайт знакомит наших детей с произведениями литературы из школьной программы. Ну как знакомит? Доводит их до издевательского формата компотного урюка.

«В будущем уроков литературы быть не должно!» - открыто говорит Скрипник. С кривой улыбкой добрячка он заявляет, что «детей не нужно заставлять делать то, что им не нравится». В данном случае - читать книги.

Кто-то скажет: мол, что тут криминального? Человек движим благородным стремлением помочь школьникам, которые вообще-то не обязаны любить литературу. Пусть ребята в нужный момент хотя бы ориентируются в нужном русле, используя лаконичные шпаргалки. Беда в
том, что за двадцать с лишним лет скармливания этих «виртуальных сухофруктов» у сервиса сформировалась многомиллионная аудитория. А почему нет? Это же клево: суть толстовского романа «Анна Каренина» здесь заключена в трех фразах, как и «Слова о полку Игореве». А «Мертвые души» Гоголя вообще в двух. Мило?

По правде говоря, в разделе «подробный пересказ по главам» следует некоторая детализация событий. Сухо и примитивно. Какая тут литература, какой плод творчества писателя, какой культурный код нации? Я и говорю - «урюк».

И таких ресурсов в Рунете более чем достаточно. Кому это выгодно? Ведь общеизвестно, что умение распознавать добро и зло изначально - до получения личного житейского опыта - формируется у ребенка именно на притчевых, литературных примерах. А тут вам услужливо подсовывают продукты доморощенных образовак, виртуальных скрипников. И юные жители некогда самой читающей страны в мире, с горем пополам разделавшись с ОГЭ и ЕГЭ, убегают во взрослую жизнь налегке (читай - с пустой головою), не успев пообщаться на шелестящих страницах с героями могучего Толстого, искрометного Чехова, переворачивающего душу Достоевского, пронзающего сердца Куприна, загадочного Булгакова…

Некоторое время назад данную проблему поднял в телеэфире знаменитый режиссер и общественный деятель Никита Михалков, справедливо заметив, что «это прямой путь к уничтожению интереса молодого человека к глубине и значению русской литературы». Но горе-сервисы по-прежнему активно действуют и продуцируют уродливый суррогат знаний.

Необязательно такие сайты закрывать. В свое время из Госдумы в Министерство просвещения РФ ушло письмо, в котором предлагалось ввести ограничения на выдачу в сетях уникальных пересказов произведений школьной программы (цитирую): «По оценкам экспертов, бесконтрольное использование нейросетей для решения школьных задач может отучить школьников мыслить самостоятельно и не способствует усвоению знаний».

Или хотя бы так: владельцев «помогающих» ленивым школярам сервисов надо обязать размещать на каждой странице «краткого пересказа» - крупным шрифтом! - доброжелательный призыв к чтению произведения в оригинале. С предвкушением того, какое удовольствие может получить читатель, познакомившись с книгой в полноценном варианте, а не понарошку. Чиновники пока не прислушались.

Елена Мороз

Фото: LEGION-MEDIA

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ