Вскоре после возвращения из пресс-тура по южным провинциям Китая с генеральным директором Издательского дома «Мир Новостей» Андреем Авдониным встретился наш корреспондент и попросил ответить на несколько вопросов.
- В России говорят: хочешь получше узнать человека, съешь с ним пуд соли. А что надо съесть, чтобы получше узнать китайца?
- Думаю, для этой цели понадобится десяток литров соевого соуса. Плюс хотя бы полкило острого перца. Потому что без этих приправ, похоже, не может обойтись ни одно китайское блюдо.
А если серьезно, то китайцы - люди довольно общительные, с открытыми лицами. При этом, правда, они совершенно не владеют иностранными языками, включая наш, русский, видимо, считают себя самодостаточными, а чужестранные языки - ненужными в принципе.
- Что вас больше всего удивило из увиденного в ходе пресс-тура?
- Меня, выпускника Московского госуниверситета, поразила точная копия здания МГУ (пусть и в миниатюре), построенного в Шэньчжэне, как результат первого российско-китайского университета на базе МГУ и Пекинского политехнического института. Отсюда и название совместного вуза - МГУ-ППИ. По оценке Елены Медяник из Высшей школы экономики, «для российской стороны данный проект интересен прежде всего как инструмент «мягкой силы», способный повысить конкурентоспособность российского образования не только в Китае, но и во всем азиатском регионе, а также способствовать продвижению русского языка». Что же до китайской стороны, то для нее, по мнению Медяник, «важен доступ к российским интеллектуальным ресурсам для дальнейшего социально-экономического развития».
Здание первого российско-китайского университета в Шэньчжэне, созданного на базе МГУ и Пекинского политехнического института. Прообразом для него стало здание Московского университета на Ленинских горах
- А что-то из китайской экзотики встретить довелось?
- А как же! Тьма мини-мотоциклов, которые, как муравьи в русском лесу, заполонили китайские города, стала их визитной карточкой. И это не потому, что китайцы - люди бедные и якобы не могут позволить себе купить машину. Все дело в мобильности этого средства передвижения и в простоте парковки электротранспорта по сравнению с автомобильным.
Но главное в том, что большая часть электромотоциклов и электровеликов берется китайцами в аренду за смешную (по сравнению с Москвой) цену - сущие копейки за минуту эксплуатации.
- Какие темы, которые могут в ближайшее время занять страницы вкладки «Здравствуй, Китай!» заинтересовали вас в ходе пресс-тура более всего и почему?
- Если в Китае строят заводы, то полностью роботизированные, люди там лишь контролируют процессы, а сборку и другие важнейшие операции осуществляют роботы. На крупных автогигантах каждые 50 секунд из цеха выкатывается новый автомобиль, а линейка машин ежегодно обновляется. На таких автопредприятиях нам показывали движки для электромобилей. В России это еще не очень актуально, у нас много бензина, нефтепродуктов. А Китай поставил задачу и уже переплюнул Илона Маска. Китайцы научились производить батареи, которые не греются, и компактные двигатели, благодаря которым можно собирать маленькие машины в большом количестве и завалить ими весь Китай. Как минимум!
В КНР - будь то на севере, будь то на юге - очень ценят землю, пустые участки земли в стране не увидишь. Удивило, какими темпами в Китае было преодолено резкое разделение между большим количеством людей, живущих за чертой бедности, и средним классом. В провинции Фуцзянь, где, кстати, начинал свою партийную карьеру нынешний китайский лидер Си Цзиньпин, нам показывали музей под названием «Преодоление бедности». Оказывается, большинство населения прибрежного города, где мы были, в свое время ютились в небольших лодках, заменявших хижины. И вот всего за 30 лет все жившие когда-то на воде были переселены в нормальные жилые дома. Реализация такой политики позволила Китаю несколько лет назад отчитаться в ООН о том, что в стране больше нет людей, живущих ниже черты бедности. Разве это не интересно?
Встреча группы журналистов и медиаменеджеров ведущих российских СМИ с организаторами пресс-тура по провинциям Гуандун и Фуцзянь с китайской стороны
Беседовала
Ольга Романова
Фото: LEGION-MEDIA