Здравствуй, Китай!
141 | 0

Как пришли, так и уйдут?

В России скопилось до полумиллиона нераспроданных новых автомобилей из Китая. Попробуем разобраться, что могло послужить причиной этой метаморфозы.

Как пришли, так и уйдут?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Но прежде представим общую картину явления: у отечественных автоэкспертов нет сомнений в том, что ситуация, возникшая на российском рынке с продажами машин из Поднебесной, близка к критической, и прежде всего для российских импортеров и автодилеров. Решив в конце минувшего года сыграть на опережение, то есть подготовиться к объявленному ранее резкому повышению утильсбора (на 70-85% с 1 октября. - Ред.), они лихорадочно стали запасаться новыми китайскими автомобилями впрок.

Пик ввоза автобрендов КНР в РФ пришелся как раз на октябрь, когда, по данным агентства «Автостат», импорт автомобилей из КНР достиг максимальной за 12 лет отметки - 112 тысяч единиц. На этот же период пришелся и пик продаж завезенных из Китая машин - до рекордных 98,16 тысячи. И в этом же месяце, напомним, Центробанк повысил ключевую ставку до нового максимума - 21% годовых, - действующую и сегодня.

В итоге подорожание китайских машин из-за повышения утильсбора, с одной стороны, и роста процентной ставки ЦБ - с другой - сделало покупку нового китайского авто для большинства россиян весьма проблематичной. Прибавьте к этим факторам отзывы покупателей о невысоком качестве некоторых китайских марок вкупе со слухами о скором возвращении в Россию ряда европейских и южнокорейских брендов, и вы поймете, почему средний россиянин решил отложить приобретение авто, в том числе китайского, до лучших времен.

Тут же сработал принцип домино. Затоваривание рынка повлекло за собой закрытие дилерских центров, торгующих брендами КНР. Только за первые три месяца 2025 года перестало, так сказать, биться сердце у 213 автосалонов, включая локации крупных игроков вроде Geely и Jetour (по 12 шоурумов), а также Jaecoo (10). В течение первого квартала реализация в России машин от «большой четверки» китайских автопроизводителей - Haval, Chery, Geely и Changan - тоже просела в среднем на 31%. При этом, как свидетельствуют аналитики «Ленты.ру», с наибольшими трудностями в продажах столкнулись монобренды из КНР, такие, как Bestune, Kaiyi, DFM, LiAuto.

Как предполагает глава департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов, при сохранении текущей динамики продаж с российского рынка до конца декабря могут уйти десятки китайских монобрендов, в том числе Livan, Kaiyi, SWM и Foton.

И вот какие выводы делают автоэксперты в связи со сложившейся ситуацией.

По мнению главы ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексея Подщеколдина, массовый исход из России небольших автоконцернов КНР не только не станет серьезной проблемой для внутреннего рынка, а наоборот, поспособствует «оздоровлению ситуации и сделает его более предсказуемым». Представленных же сегодня в стране официально и ввозимых по параллельному импорту автомобилей хватит для полного удовлетворения спроса, тем более с учетом значительного затоваривания.

Тем временем

С 1 октября 2024 года ставка на утильсбор для легковых автомобилей увеличилась на 70-85%, а с 1 января 2025 года решением правительства России повысилась еще на 10-20%, и так будет происходить ежегодно, вплоть до 2030 года.

Андрей Бородин.

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.