Так, перефразируя героиню известной русской сказки, можно охарактеризовать запущенную в Китае систему электромагнитного обнаружения.

Как информирует Синьхуа, речь идет о магнитотеллурической системе, устанавливаемой на борту вертолета, откуда, собственно, произошло ее основное название - «вертолетная система электромагнитного обнаружения с воздуха».
Свое первое и успешное испытание она, как сообщило Синьхуа со ссылкой на НИИ аэрокосмической информации (AIR) Китайской академии наук, прошла, что называется, на практике в проекте строительства железной дороги в качестве инструмента для проведения геологических исследований в высокогорных регионах с экстремально низкими температурами, сложным рельефом и суровыми условиями окружающей среды, обеспечивая важнейшую информационную поддержку проекту.
Технология бортового магнитотеллурического обнаружения предполагает использование установленных на летательном аппарате высокочувствительных датчиков магнитного поля для улавливания подповерхностных электромагнитных сигналов, генерируемых естественными магнитными полями Земли, приводит Синьхуа мнение старшего научного сотрудника AIR Хуан Лин.
Затем инверсия данных применяется для картографирования подземных объектов - таких, как разломы, трещины, грунтовые воды и минеральные ресурсы, подчеркнула исследователь.
Воздушное магнитотеллурическое обнаружение обладает такими преимуществами, как возможность быстрого развертывания, получение изображений с высоким разрешением и широкий охват, что делает его жизненно важным инструментом для разведки ресурсов и инженерных изысканий.
Оно особенно подходит для обнаружения подземных объектов в сложных условиях типа нагорий, лесов, пустынь и болот, куда доступ человека ограничен.
Для разработки первой в Китае вертолетной системы такого рода исследовательская группа AIR преодолела ряд основных технических проблем, в том числе связанных с высокочувствительными магнитными датчиками, приемниками сигналов с высоким динамическим диапазоном и стабилизированными воздушными платформами для полезной нагрузки.
Как показали почти двухмесячные исследования и более 30 полетов протяженностью более 5000 км в суровых высокогорных и чрезвычайно холодных условиях, продвижение технологических инноваций этой системы может послужить реальной поддержкой крупных национальных инженерных проектов и разведки минеральных ресурсов, резюмирует агентство «Синьхуа», ссылаясь на мнение уже упоминавшейся Хуан Лин.
Между прочим
Метод магнитотеллурического зондирования (МТЗ) Земли, по данным Википедии, создан советским геофизиком Андреем Тихоновым в 1950 году. Значительный вклад в теорию МТЗ кроме Андрея Николаевича внесли его соотечественники М.Н. Бердичевский и В.И. Дмитриев, а также французский ученый Л. Каньяр. При этом в ряде стран, в том числе в Китае, в настоящее время разрабатываются новые способы повышения точности исследований с помощью этого метода.
Андрей Клюев.
Фото: СИНЬХУА