Это интересно
5352 | 0

Три жизни крейсера «Варяг»

Три жизни крейсера «Варяг»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Каждый житель нашей страны с детства знает, что крейсер «Варяг» погибает, но врагу не сдается. К сожалению, этим фактом знания о легендарном крейсере, затонувшем после неравной схватки с японцами в водах Желтого моря, как правило, и ограничиваются. А между тем в этом году исполняется 100 лет с тех пор, как на его борту вновь подняли Андреевский флаг в составе Военно-морского флота России!

РОЖДЕНИЕ

Местом рождения одного из двух самых знаменитых крейсеров России были, как ни странно, верфи не родной страны, а американской Филадельфии. Именно там на реке Делавэр в 1898 году корабельные мастера подписали контракт на постройку легкого бронепалубного крейсера «Варяг» по заказу русского Морского министерства. Сроки постройки впечатляли - американские специалисты грозились сдать корабль всего через 20 месяцев после подписания документов, тогда как роковой для русской истории крейсер «Аврора» строился долгих семь лет. Впрочем, в США был построен лишь корпус корабля и его машины, а все вооружение производили отечественные оружейники. Торпедные аппараты поставил Металлический завод Санкт-Петербурга, а орудия - Обуховский завод. Крейсер, спущенный на воду 19 октября 1899 года, значительно превосходил по техническим параметрам большинство своих ровесников. На нем было рекордное для тех лет количество приборов, работавших на электричестве.

Впервые в истории морского флота мебель крейсера отлили из металла, что значительно повышало его шансы на выживание при пожаре. Все служебные помещения, включая посты около орудий, были телефонизированы (даже в крупных городах телефоны можно было пересчитать по пальцам). Андреевский флаг на корабле подняли 2 января 1901 года, а уже 3 мая крейсер встал на якорь на Большом Кронштадтском рейде. Спустя две недели на торжественный смотр прибыл Николай II. Корабль настолько очаровал императора, что тут же был отправлен в большое заграничное турне. «Варяг» посетил Германию, Данию, Францию, Сингапур, Гонконг, Нагасаки, вызывая восхищение и трепет. Наконец, в феврале 1902 года крейсер прибыл в Порт-Артур.

БОЙ

В то время отношения между Японией и Россией были напряженными: в задачи первой входило ослабление влияния России в Китае и Корее, а также установление господства в Тихом океане. В союзники японцы выбрали Великобританию, которая помогла Японии существенно модернизировать свою армию и флот.

Капитан «Варяга» Всеволод Руднев получил приказ подойти к корейскому порту Чемульпо, обозначив тем самым военное присутствие России в Корее. Когда капитан выполнил приказ, к «Варягу» присоединилась канонерская лодка «Кореец».

25 января 1904 года «Варяг» должен был забрать на борт российского посланника, но тот отказался, а спустя два дня крейсер оказался заблокирован в бухте японской эскадрой, состоявшей из 14 кораблей во главе с броненосным крейсером «Осама».

Ситуация складывалась не самая благоприятная - двое против четырнадцати. Тем не менее атаковать российские корабли в нейтральном порту по морским законам японцы не имели права. Зная это, японский адмирал известил капитана «Варяга», что Россия и Япония находятся в состоянии войны, и потребовал выйти из нейтрального порта и сдаться. В противном случае их атакуют прямо на рейде. Руднев ничего не ответил, лишь приказал играть боевую тревогу. Капитаны французских, итальянских и английских кораблей выстроили свои команды на палубах в знак уважения к мужественности и героизму русских моряков. На итальянском корабле даже зазвучал гимн Российской империи. Чтобы прорвать блокаду, нашим кораблям требовалось совершить невозможное - пройти 20-мильный фарватер и выйти в открытое море. Первым из 8-дюймового орудия открыл огонь японский крейсер «Осама». К нему присоединились другие. Правда, японцы потом уверяли, что первый выстрел был лишь предупредительным. После первого же залпа японцев на «Варяге» были разрушены дальномерная станция и штурманская боевая часть. В ответ «Варяг» открыл шквальный огонь с правого борта. Офицеры и матросы русского крейсера работали слаженно: вели огонь по врагу, ставили пластыри, заделывали пробоины и тушили пожары. Спустя полчаса боя капитан «Варяга» принял решение развернуться левым бортом, чтобы была возможность использовать и другие орудия. В этот момент два японских снаряда разрушили рулевые приводы и, попав в боевую рубку, убили трех человек рядом с капитаном. Руднева контузило, но он продолжал командовать боем.

В 1907 году капитан «Варяга» Всеволод Руднев был награжден императором... государства-противника. Японский орден Восходящего солнца стал данью уважения мужеству и стойкости русских моряков.

Вскоре в сражение вступила канонерская лодка «Кореец», а «Варяг» уничтожил кормовой мостик на японском флагмане «Осама», где возник сильный пожар. «Варяг», выпустивший к этому моменту 1105 снарядов, попытался вернуться с рейда в порт. Все орудия были выведены из строя, продолжать бой было невозможно. Но двигаться сильно накренившийся корабль уже не мог. Командование приняло решение затопить крейсер, а канонерскую лодку «Кореец» взорвать. Команду было решено эвакуировать на итальянские, французские и английские суда. Так и поступили. 9 февраля 1904 года на «Варяге» открыли кингстоны и клапаны, и через три часа тот скрылся под водой.

Потеряв крейсер и канонерскую лодку, а также одного офицера и тридцать матросов убитыми, наши моряки потопили один миноносец и существенно повредили четыре японских крейсера. Потери в живой силе у японцев были больше.

ВОСКРЕШЕНИЕ

Примечательно, что ни один из офицеров или матросов «Варяга» не оказался в плену. Японцы, отдав дань мужеству русских моряков, отпустили их с миром. Когда спустя два месяца героическая команда двух кораблей прибыла в Россию, в порту Одессы их встречала многотысячная толпа с цветами под звуки оркестра. Все оставшиеся в живых моряки получили по Георгиевскому кресту и именные часы в подарок от государя.

А что же японцы? Они выяснили, что корабль лежит не так уж глубоко. Учитывая, что «Варяг» считался одним из лучших военных кораблей своего времени, его было решено поднять. Прибывшие на место боя водолазы сняли с крейсера орудия, мачты и трубы, сбросили в море уголь и спустя год с помощью специальных кессонов оторвали судно от дна. Звучит невероятно, но в ноябре 1905 года «Варяг» собственным ходом добрался до берегов Японии. За два года на его ремонт было потрачено 1 млн иен, и в 1907 году он был зачислен в состав японского военного флота - того самого, который потопил его тремя годами ранее. Правда, теперь он носил название «Сойа», хотя на корме оставили и прежнее название.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Слова песни о «Варяге», как ни странно, написаны не русским автором, а австрийским поэтом Рудольфом Грейнцем. В 1904 году под впечатлением подвига русских моряков он написал и опубликовал в Германии свое стихотворение. Затем его перевели на русский язык несколько переводчиков. Вариант поэтессы Е. Студенской оказался самым удачным, он был положен на музыку музыкантом 12-го гренадерского Астраханского полка А. Турищевым, который лично участвовал во встрече героев «Варяга» и «Корейца».

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Пока «Варяг» под новым именем служил в военно-морских силах бывшего противника, в России подвиг «Варяга» стал нарицательным. Правительство решило, что негоже легендарному крейсеру служить в японской армии. Начались переговоры о выкупе «Варяга» и возвращении его на родину, которые завершились успехом. 21 марта 1916 года в бухту Золотой Рог Владивостока вошли три русских корабля. Крейсер «Варяг», а вместе с ним два броненосца «Полтава» и «Пересвет», которые также были выкуплены из японского плена. Правда, послужить на Дальнем Востоке восстановленному «Варягу» не довелось. Крейсер зачислили в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Учитывая его сильную изношенность, в 1917 году «Варяг» был отправлен в Англию на ремонт. А тут и империя рухнула.

Советское правительство отказалось платить по царским долгам. К этому моменту стоимость ремонта «Варяга» британское правительство оценило в 300 тыс. фунтов стерлингов. Поскольку денег от Советов ждать не приходилось, британское правительство конфисковало корабль. Впрочем, эксплуатировать легендарный крейсер англичане не захотели, решив попросту продать его в Германию на металлолом. Более позорной смерти для боевого корабля нельзя было и представить. В его судьбу снова вмешалось провидение. Во время буксировки «Варяга» в Глазго произошел сильный шторм, и крейсер затонул недалеко от берегов Шотландии. Сама природа избавила его от несправедливого конца. Но и на этот раз крейсер оказался у поверхности воды, во время отливов его корпус на два метра выступал из моря. Разобрали «Варяг», не снимая с мели. Вот так и закончилась история одного из самых известных кораблей России.

Дмитрий Соколов

Фото ТАСС/В. Катаев, WIKIPEDIA.ORG

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.