Самым интересным и ценным историческим объектом, лежащим на дне Балтийского моря, специалисты по-прежнему считают корабль «Фрау Мария». Она затонула в шторм у берегов Швеции в ноябре 1771 года.
На ее борту находятся сокровища, купленные Екатериной II в Голландии для Эрмитажа, общей стоимостью 1,5 миллиарда евро. Спрашивается, почему до сих пор не подняли со дна Балтики это судно? Насколько реальны претензии России на сокровища?
КОЛЛЕКЦИЯ ДЛЯ ЦАРИЦЫ
В 1999 году группа финских дайверов примерно в 11 милях от финского острова Юрмо обнаружила под водой судно, покрытое толстым слоем ила. Выяснилось: это и есть двухмачтовый флейт «Фрау Мария», пропавший более двух столетий назад.
К этой истории самое прямое отношение имеет Екатерина Великая, которая считалась покровительницей искусств, часто занималась благотворительностью и прекрасно разбиралась в живописи. Сама она себя называла «философ на троне», а ее правление историки считают золотым веком Российской империи.
По заказу царицы из Голландии должны были доставить работы лучших мастеров той эпохи, а также более ранних художников. За всю коллекцию она заплатила невероятно большую сумму, например, за работу художника Герарда Дау, который творил в XVII веке, царица отдала 15 тысяч гульденов, что составляет около полумиллиона сегодняшних евро. Среди купленных на аукционе в Амстердаме полотен были работы Рембрандта, Хендрика ван Балена, Герарда Терборха, Яна ван Гойена, Адриана ван де Вельде, Герарда Дау и других.
Из-за своей ценности все картины были тщательно запаяны в тубы, их бережно упаковали в ящики из лосиной кожи. Потом вложили в свинцовые сосуды и сверху залили воском.
Кроме того, корабль взял на борт самый разнообразный груз - слитки цинка, сахар, дорогие ткани, сыр, одежду, а также предметы роскоши.
Плюс к этому на «Фрау Марию» были загружены около 1500 фарфоровых трубок для курения, каждая из которых являлась произведением искусства.
Покупкой и доставкой ценного груза занимался лично посол России в Голландии князь Голицын.
Уже первые исследования показали: ценный груз не пострадал при крушении.
ОЧЕРЕДЬ ИЗ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА БОГАТСТВА «ФРАУ МАРИИ»
Сенсационной новостью о балтийской находке сразу заинтересовались в российском благотворительном фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей». Впоследствии его сотрудники много лет подряд делали все возможное, чтобы «Фрау Мария» была поднята со дна Финского залива. Но пока остается много спорных вопросов. И главное, Россия и Финляндия никак не могут решить, кто же является законным владельцем сокровищ.
Российским адвокатам не удалось найти в Амстердаме имена всех дилеров, которые приобрели картины для Екатерины II. Но имена четырех покупателей были установлены, что позволило определить: они выкупили 28 картин знаменитых голландских художников XIV-XVII веков.
Казалось бы, главный вопрос решен - факт нахождения уникальных произведений культуры на борту судна подтвержден. Теперь можно было бы начинать операцию по подъему «Фрау Марии». Но неожиданно возникали все новые и новые препятствия.
После того как стало известно, что на дне Балтики лежат ценности стоимостью в миллиарды евро, сразу же выстроилась большая очередь из претендентов на богатства «Фрау Марии». Одними из первых право на груз попробовали заявить дайверы, обнаружившие судно. Но финский суд им отказал. Следом о своих правах на сундуки с сокровищами заявила Швеция: воды, в которых затонула «Фрау Мария», 200 лет назад принадлежали шведам. Но позже Стокгольм, надо отдать ему должное, отказался от своих претензий.
После Швеции в числе претендентов на сокровища оказалась Голландия, ведь «Фрау Мария» ходила под голландским флагом, да и местом происхождения груза являлся Амстердам. Однако российская сторона вновь продемонстрировала документ, подтверждавший, что Екатерина II сполна заплатила как за груз, так за зафрахтованное судно.
С претензиями Финляндии дело оказалось много серьезнее. Согласно финскому законодательству, если клад пролежал в территориальных водах больше 100 лет, он принадлежит Финляндии. «Это даже не обсуждается. Но мы готовы начать переговоры о том, как обеспечить доступ к этой коллекции шведам и голландцам, и, конечно, россиянам», - заявила Рийтта Кайвосойя, директор департамента культуры Министерства образования Суоми.
Хельсинки к тому же не подписывали Международную конвенцию ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия, а потому имеют право руководствоваться только национальными законами.
Таким образом, «Фрау Мария» сегодня объявлена в Финляндии подводной реликвией. Судно внесено в Реестр национальных памятников.
- Но Россия, являясь правопреемницей собственности царской империи после 1917 года, вправе предъявить свои претензии на груз шхуны «Фрау Мария». При этом не исключается вариант судебного разбирательства в международных судебных инстанциях, - полагают эксперты в фонде «Спасение национальных культурно-исторических ценностей».
Переговоры о подъеме корабля между Россией и Финляндией ведутся уже два десятилетия. А шхуна все еще остается на дне морском, пока не решится главный вопрос, кому же именно она принадлежит.
ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
Подъем корабля может быть осуществлен в течение двух месяцев, заявили российские инженеры-подводники. Но эта операция, предупреждают они, сложна по многим причинам - плохая видимость на дне Финского залива, состояние корабля, пролежавшего на дне почти три столетия, наносы песка и ила, необходимость консервации древесины до ее контакта с воздухом и так далее.
Разрешение на операцию должны дать власти Финляндии. Но они даже не обеспечили охрану «Фрау Марии», а координаты судна можно легко найти в открытых источниках. Это, кстати, еще в 2008 году Владимир Путин отметил на переговорах с финским премьером Матти Ванханеном.
В любом случае вернуться в Эрмитаж коллекция Екатерины сможет только при условии, что Финляндия сама откажется от претензий на царские сокровища. По всей видимости, Москва и Хельсинки будут договариваться о создании совместного музея «Фрау Мария». Его предлагают открыть или в российском Выборге, или в финской Котке.
По оценкам экспертов, стоимость операции по подъему «Фрау Марии» может составить 100 миллионов евро. Это не так много, учитывая, во сколько оценены сундуки с сокровищами. И уже две известные компании, специализирующиеся на подъеме затонувших кораблей, изъявили желание участвовать в тендере на подъем «Фрау Марии» - Smit Internationale и Mammoet Salvage. Это они помогали российской стороне поднять атомную подводную лодку «Курск» в 2000 году.
Геннадий Чародеев.
Фото: PINTEREST,
FINNISH HERITAGE.