Это интересно
5621 | 0

Линия разлома

Линия разлома
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В эти дни внимание всего мира приковано к Турции и Сирии, где в результате серии землетрясений погибли свыше 10 тысяч человек, а десятки тысяч получили ранения.

35 лет назад 7 декабря 1988 года в 11 часов 41 минуту по местному времени в Армении произошло невиданное по своей разрушительной силе землетрясение. Точное время назвали сейсмологи, оно же застыло на замерших электрических часах на площади разрушенного Ленинакана. Линия разлома в земной коре стала линией разлома жизни для сотен тысяч человек.

ЧЕРНЫЙ ДЕКАБРЬ

Министр транспортного строительства СССР Владимир Брежнев вылетел в охва­ченную горем республику через несколько часов после трагедии.

Разрушенный Спитак представлял собой жуткое зрелище. В городе, казалось, не осталось ни одного целого здания. Молодой, цветущий, бурно растущий и полный жизни районный центр в один миг практически исчез с лица земли.

Уже позднее Брежнев узнал, что из 20 тысяч жителей города более половины попали под завалы. У разрушенных домов - мужчины и женщины, дети и старики, закутанные в одеяла: когда началось землетрясение, многие повыскакивали из квартир в легкой одежде, а на дворе стоял декабрь. На лицах людей - напряженное ожидание. Лишь немногие пытались самостоятельно откопать своих близких, большинство же, будучи в шоке, сидели в растерянности.

Многое из увиденного тогда перед глазами экс-министра стоит и сегодня:

- Подъехали к зданию школы. Оно рухнуло, когда шли занятия. В вышине - осколок обнаженного интерьера с висящими на стене географическими картами. Внизу у подножия огромной груды камней - покрытые каменной крошкой тетради и учебники. Оборвались жизни многих детей.

Для координации работ в общесоюзном масштабе была создана правительственная комиссия во главе с Председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым.

- Мы собирались дважды в день - утром и вечером. Четко ставились задачи, работа не прекращалась ни на час, контроль был жесточайший. Нередко было так: получив задание, ночь проектировали, утром уже вычерченную схему представляли для утверждения, - говорит Владимир Аркадьевич.

НА ПОМОЩЬ ПРИШЛИ ВСЕ

На восстановительные работы в Армении были мобилизованы все материальные, финансовые и трудовые возможности Советского Союза.

- В те трагические дни во всю силу проявилась слаженность мощного государственного механизма, стрелки которого были повернуты в сторону Армении, - вспоминает Владимир Аркадьевич. - На беду навалились всем миром, что очень характерно для нашего народа. Всего в разрушенных городах трудилось свыше 60 тысяч строителей со всех концов СССР.

Ощутимой оказалась помощь зарубежных спасателей. К сожалению, именно тогда выяснилось, что вся отечественная махина под названием «гражданская оборона» абсолютно не способна спасать собственных граждан.

- Катастрофически не хватало профессионалов по спасению людей в экстремальных условиях, - продолжает Владимир Аркадьевич. - Своих - считаные единицы, не было у нас такой службы... В Армении поразила оснащенность спасателей, прибывших из десятков стран, в том числе из тех, с которыми у СССР не было дипломатических отношений, - Израиля, Южной Кореи, Чили. Наши специалисты с завистью смотрели на специальные приборы, способные обнаружить живых людей под толщей обломков. И собак, умеющих чуять людей под развалинами, у нас не дрессировали…

Не хватало многого, но было главное - желание спасти людей. Именно благодаря самоотверженной работе спасательных отрядов удалось извлечь из-под завалов около 40 тысяч человек и спасти жизнь 16 тысячам пострадавших. Из зоны бедствия было эвакуировано 110 тысяч детей, женщин и стариков.

«А РАЗВЕ МОСКВА УЦЕЛЕЛА?»

Брежнев облетел на вертолете разрушенный участок дороги от Ленинакана до Кировакана.

- На всем протяжении магистрали - рухнувшие здания на станциях, груды развалин на путях, завалы на выемках и зияющие пустоты под путевой решеткой, - рассказывает Владимир Аркадьевич. - На железнодорожной станции Налбанд, что в нескольких километрах от Спитака, сверху увидели огромные спирали из железнодорожных рельсов. Вагоны одного из составов валялись в провале вверх колесами.

Первым, кого увидели на станции, был подавленный пожилой человек, старший дорожный мастер. Он сказал, что вся его семья погибла.

Услышав гул вертолета, к нам начали с гор спускаться люди. Они двое суток сидели в горах - все разрушено, ни одного целого дома из 50. Пора­зил тогда разговор с одним из стариков. Он поинтересовался, откуда мы. Услышав ответ, спросил: «А разве Москва уцелела? Это не ядерная война?»

- Обстановка была сродни фронтовой, и задачи ставились по-военному: через восемь суток, 16 декабря, пустить поезда на тепловозной, а 20 декабря - на электрической тяге. И хотя работа была адова, никого погонять не надо было, - продолжает Владимир Аркадьевич. - Офицеры и солдаты проявили тогда истинные мужество и самоотверженность. Прийти на помощь попавшим в беду, даже рискуя собой, - во все века это было жизненным кредо людей в погонах.

13 декабря завершили первый этап восстановления участка Кировакан - Ленинакан, и с этого времени по участку было открыто движение грузовых поездов.

Осуществить все планы не позволил развал Советского Союза. В связи с обострением обстановки в регионе решением правительства российские строители покинули Армению.

Денис Карпов.

Фото: А. Соловьев/ ТАСС.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.