Это интересно
3717 | 0

Катастрофа: первый снег!

Катастрофа: первый снег!
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Как известно, наступление зимы, не говоря уже о первом снегопаде, принимает в России размер стихийного бедствия. Многочисленные снегоуборочные комбайны загружают огромные грузовики тоннами белоснежного дара небес. И не всегда справляются с этим оперативно. Почему бы не воспользоваться опытом других стран в расчистке снега?

ЕВРОПА - ЭТАЛОН ЧИСТОТЫ

Поучиться уборке снега стоит у стран Северной Европы. Снега там выпадает не меньше, чем в России, но вот борются с ним на порядок быстрее, а главное - с учетом опасности для экологии. Правда, убрать небольшую страну значительно легче, чем бескрайние просторы нашей Родины и ее больших городов. Тем не менее, как ни удивительно, но реагенты в странах Северной и Центральной Европы практически не используют. Причина одна: существенный вред людям, технике, городскому хозяйству и экологии. В Германии на дорогах и правда чисто даже в самую снежную зиму. Но дело тут вовсе не в том, что в южной части страны снега выпадает мало, в альпийских регионах его как раз достаточно. Просто в Германии существует закон, согласно которому, если коммунальные службы не справляются, горожане должны самостоятельно расчищать территории, прилегающие к их домам, в противном случае кроме штрафа будет необходимо выплатить компенсацию человеку, упавшему в гололед и сломавшему себе руку или ногу.

Вместо реагентов на дорогах европейских стран (особенно эта традиция распространена в соседней Финляндии) используют гравий или каменную крошку. Причем экономные европейцы после уборки снега отсеивают каменную крошку и применяют ее снова. Весной ее опять собирают специальными пылесосами, чтобы на следующий год применить вновь.

Но больше всего поражает оперативность коммунальных служб Европы. В Швеции и Финляндии в крупных городах зимой круглосуточно дежурит снегоуборочная техника, готовая в любой момент ринуться в бой. Выигрывает скандинавская снегоуборочная техника и в скорости. Если отечественные машины убирают снег на скорости максимум 40 км/ч, то в Финляндии снегоуборщик способен разгоняться до 90 км/ч.

В Швеции и вовсе распыляют песок вперемешку с горячей водой в пропорции 3:1. Подобный метод фактически заставляет песок вплавляться в снег, создавая хорошее сцепление с дорогой на срок до семи дней.

СНЕГ! СПАСИТЕ США!

Не нужно думать, будто от обильных снегопадов и связанных с ними проблем для автомобилистов и пешеходов страдает исключительно Россия, на Западе стихийное бедствие под названием «снегопад» известно не меньше. Несмотря на популярные фильмы о том, что в США снегопады явление редкое, существуют штаты, в которых снега выпадает ничуть не меньше, чем в центральных областях России. Самое интересное, что городские власти в США чистят лишь центральные улицы и крупные магистрали. Улицы поменьше убирают частные компании по найму, а площадки, прилегающие к частному сектору, должны обслуживать их владельцы. Причем если человеку неохота убирать снег перед своим домом более суток, ему выпишут крупный штраф. В России же в городах и поселках, имеющих частный сектор, улицы все равно чистит государство.

Но на этом различия не заканчиваются. Вспомните, сколько раз за зиму мы ругаем коммунальные службы за то, что они посыпают улицы хлоридом натрия, портящим обувь и днища автомобилей москвичей? В США улицы в штатах, страдающих от обильных снегопадов, посыпают хлоридом магния, в обилии добывающимся на Великих озерах. Эта гремучая смесь в разы опаснее нашего хлорида натрия, а уж с обувью и кузовами автомобилей она расправляется не в пример лучше. Едкая химия уничтожает обувь и железо автомобилей, будто гниль спелое яблоко.

В Канаде, где толщина снежного покрова не уступает России, хлорид магния и вовсе высыпают на асфальт ровным слоем, так что порой асфальта просто не видно. В остальном, как в США, так и в Канаде, собранный снег также свозят на снегоплавильные машины, откуда он поступает в стоки канализации.

Периодически, правда, возникают футуристические проекты борьбы со снегом один удивительнее другого. Так, несколько лет назад появилось предложение вместо асфальта покрыть дороги солнечными батареями, покрытыми сверху сверхпрочным стеклом. Авторы проекта утверждали, будто солнечные батареи решат сразу две задачи: растопят снег и обеспечат жителей города дешевой электроэнергией. Но, к сожалению, солнечных дней в году оказалось мало, а батареи выходили слишком дорогими. Поэтому от инновационного проекта решили отказаться.

ЯПОНИЯ -  УЖАС СНЕЖНЫХ ГОР

Япония! Вот страна, в которой труд коммунальных служб зимой мало отличается от шахтерского. В горной местности Страны восходящего солнца сугробы нередко достигают шестиметровой высоты. Убрать с дороги такое обилие снега не представляется возможным, поэтому коммунальные службы просто прорезают тоннели в толще снега! Первой идет бурильная машина, а вслед за ней - мощный экскаватор. Последним едет специальная снежная пушка, которая забрасывает снег на вершину многометрового сугроба по обочине дорог. Кстати, зимние дороги Японии являются излюбленным местом туристов со всего света. Картина действительно футуристическая. Идея пришла из Исландии. В этой северной стране дома отапливают из горячих геотермальных источников. Эту же воду с природным кипятком пускают под тротуаром, не давая ни одной снежинке задержаться на мостовой. В центре некоторых японских городов также установили подобные отапливаемые тротуары и мостовые, но в горной местности по старинке бурят снежные тоннели на радость впечатлительным туристам.

Так что, вспомнив о том, какие сложности доставляет снегопад жителям других стран мира, жителям России стоит лишь улыбнуться и героически сносить капризы природы.

ПЛАВИМ СНЕГ

В этом сезоне в Москве для утилизации снега приготовили несколько десятков плавильных установок. Да-да! Снег не складируют в огромные снежные горы где-то за городом, не скидывают в реки, как думают многие, а плавят. Несколько лет назад в Москве даже был поставлен своеобразный рекорд - в плавильню отправилось больше миллиона кубов снега.

Современная снегоплавильная машина поедает до 100 кубов снега в час. Возможно, именно поэтому столичные коммунальщики окрестили подобные агрегаты «Горынычами». Сегодня их в столице около четырех десятков, а производительность каждого из них вызывает искреннее восхищение. Еще бы! В снегопад к каждой из плавилен подъезжает новая груженная снегом машина практически каждые две минуты. Снег сбрасывают в специальную полость, где стержни дробилки измельчают снег и ледяные глыбы. Также в резервуаре находится вода с температурой 14оС. Снег тает, смешиваясь с канализационной водой, после чего уходит в очистные сооружения. В некоторых зарубежных моделях снегоплавильных машин используют не канализационную воду, а специальные горелки, что позволяет достичь КПД 90%!

Впрочем, снегоплавильные машины, как оказалось, вовсе не «инновационная» разработка последних десятилетий. В России применять их начали одними из первых в Европе еще в 20-х годах прошлого века, причем топили эти чудо-механизмы обычными дровами!

Материал подготовил Дмитрий Соколов

Фото ERIN PAUL DONOVAN, FOTOLIA.COM, EAST NEWS

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.