Это интересно
2017 | 0

Как в СССР запрещали Рождество

Сейчас Рождество имеет статус государственного праздника и широко отмечается по всей стране. Но так было не всегда.

Как в СССР запрещали Рождество
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В советское время власти страны приложили немало усилий, чтобы религиозные праздники ушли в прошлое. Рождество также подверглось гонениям. О том, как это происходило, мы решили рассказать на страницах нашего издания.

ГЛАВНЫЙ ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК

До революции 1917 года Новый год в России широко не отмечали, основным зимним праздником было Рождество - в стране, где большинство населения было православным, он считался одним из главных и самых любимых. Во время празднования накрывали богатый стол, на котором обязательно присутствовали пироги, многочисленные салаты, закуски и горячие блюда. Ель тоже украшали игрушками и сладостями. А утром после праздника угощение с елок по традиции раздавали бедным.

Работать в этот день считалось большим грехом. В деревнях даже не занимались рукоделием. Все изменилось после прихода к власти большевиков. Идеологи мировой революции прекрасно понимали, что силой изменить мораль человека нельзя. Необходимо было изменить сознание масс, а для этого требовалось уничтожить прежнюю веру, традиции и праздники, внедрив на их место новые.

ПЕРЕЛИСТНУЛИ КАЛЕНДАРЬ

Все началось с Декрета о введении в Российской республике западноевропейского календаря, вступившего в силу в январе 1918-го. Все даты в стране оказались сдвинуты на 14 дней, и Рождество пришлось отмечать уже не 25 декабря, как это было раньше, а 7 января по новому стилю. Следом советские власти объявили войну всему религиозному, включая праздники.

Представители церкви повсеместно приравнивались к контрреволюционерам и врагам советского общества. У церквей, согласно Декрету о земле, отняли все принадлежавшие им территории. Затем 23 января 1918 года был подписан новый Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Таким образом, священнослужители уже не могли влиять ни на образование и морально-нравственное воспитание молодежи, ни получать прежние преференции от властей.

В стране стали издавать множество антирелигиозной литературы, включая периодические издания с характерными для того времени названиями: «Безбожник», «Атеист», «Юные безбожники» и им подобные. Но народ тем не менее продолжал верить и отмечал все церковные праздники. Поэтому следующий удар был нанесен именно по ним.

«КОМСОМОЛЬСКОЕ РОЖДЕСТВО»

Кто жил во времена СССР, хорошо помнит социальную интеграцию всего населения страны начиная с первого класса школы в общественную жизнь. Каждый человек проходил стандартные этапы членства в таких организациях: сначала октябренок, потом пионер, комсомолец. Дальше, если человек хотел продвижения по социальной лестнице, то он в обязательном порядке вступал в КПСС. Те, кто этого не делал, в большинстве случаев оказывались на обочине жизни.

Бороться с Рождеством было решено при помощи комсомольцев. В канун праздника они должны были проводить антирелигиозные мероприятия. Но выходки комсомольцев становились все более хулиганскими и вместо сочувствия вызывали у населения отторжение и негодование. Накануне церковного праздника комсомольцы всех возрастов устраивали на улицах городов и деревень массовые гуляния и шествия с карикатурными изображениями попов, буржуев и представителей императорской семьи. Нередко появлялись и ряженые, одетые в подобные костюмы. Пародируя праздничный крестный ход, молодежь несла перед собой вместо хоругвей плакаты с карикатурами на святых. Комсомольцы добирались до ближайшего храма или монастыря, после чего несколько раз обходили его по кругу, имитируя крестный ход. Одновременно громко декларировались антирелигиозные речовки, распевались соответствующие частушки и песни атеистического характера. В завершение «комсомольского Рождества» разводили костер, сжигали в нем чучела и плакаты, а затем прыгали через него.

Вечером в местном клубе обычно проходили танцы, которые предваряла антирелигиозная лекция. Не обходилось и без праздничной елки, только игрушки на ней были с другим идеологическим содержанием. Известен случай, когда в одной из частей Красной армии в гарнизонном клубе поставили елку, а на нее вместо игрушек повесили портреты белых генералов, предварительно проткнутые штыками. Рядом было установлено огромное и уродливое чучело, символизирующее мировой капитализм.

ВОИНСТВУЮЩИЕ БЕЗБОЖНИКИ

Но хуже всех поступали в Союзе воинствующих безбожников. Его представители не занимались антирелигиозной пропагандой, они просто врывались в храмы и уничтожали иконы, религиозную утварь и всячески оскверняли храмы (окончательно отмечать Рождество Христово в советской России было запрещено с 1929 года). Однако власти не слишком поощряли подобные выходки, считая, что лучше делать упор на пропаганду. Вожди большевиков понимали, что разрушить храмы можно, а вот изъять веру из душ людей таким образом нельзя. Их можно только перевоспитать.

Известен случай, когда в Ростове-на-Дону прошло шествие с огромным чучелом с сигарой в зубах. Рядом несли несколько плакатов. На одном из них было написано, что это еврейский бог, а на другом красовалась надпись: «Бог один, и в то же время их трое: это противоречит таблице умножения». Но даже отсылка к логике и здравому смыслу не могла заставить людей отказаться от веры и религиозных праздников.

Власть тоже не уступала. Если сначала «комсомольское Рождество» отмечали только в Москве и Петрограде, то к 1923 году это мероприятие прошло более чем в 400 городах по всей стране. Привлекали и пионеров. Для них организовывали «Поход пионеров в небо», когда школьники младших классов лепили снеговика, подразумевая в нем бога, а затем ритуально забрасывали его в костер.

ПРАЗДНИК В ПОДПОЛЬЕ

Активная религиозная пропаганда вызывала резкое неприятие населения. Случалось, что участников «комсомольского Рождества» избивали. Часто происходили ссоры в семьях, когда родители не пускали детей на подобные мероприятия. Поскольку монастыри и храмы в большом количестве были закрыты, а их насельники и священнослужители переселены в частный сектор городов и деревень, отмечать Рождество стали по домам.

Праздничная атмосфера, которая традиционно составляла немалую часть праздника, полностью исчезла. Колокола не звонили, соседи не поздравляли друг друга с праздниками, и даже елки - этот обязательный атрибут Рождества - попали под репрессии, они исчезли из продажи под угрозой больших штрафов. Праздник ушел в подполье. Его отмечали тайно, в обстановке секретности. Елки доставали через браконьеров, которые также под покровом ночи несли их из леса. Елочные игрушки делали своими руками из яичной скорлупы и соломы.

Для борьбы с этим явлением на многих предприятиях организовывались своеобразные рождественские инспекции. Общественники обходили коллег, чтобы посмотреть, не устанавливает ли кто-то из них елку и не празднует ли «попов­ское Рождество». Уличенных в праздновании могли оштрафовать и даже уволить с работы. Но уследить за частной жизнью миллионов верующих оказалось очень сложно.

Частично власть капитулировала перед праздником и елкой в 1935 году. В газетах неожиданно появились статьи о том, что если раньше буржуазия делала своим детям праздничные рождественские елки, то теперь эта традиция забыта. В данном прискорбном факте обвинили левые силы. После этого было принято решение провести новогоднюю ночь с 1935 на 1936 год с праздничной елкой и возродить эту добрую традицию. Своим решением власти, с одной стороны, смогли подменить празднование Рождества с наряженной елкой аналогичной встречей Нового года. Но, с другой стороны, верующие граждане смогли спокойно с наряженной елкой праздновать Рождество, не боясь штрафа, увольнения с работы или других репрессий властей. Полноценно праздник Рождества вернулся в нашу жизнь только после краха Советского Союза в 1991 году. Сегодня это, как и прежде, один из самых любимых праздников в России.

Дмитрий Соколов.

Фото: К. Кухмарь/ТАСС,

LEGION-MEDIA,

WIKIPEDIA.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.