Это интересно
695 | 0

Как Сталин Деда Мороза узаконил

Пожалуй, никто из наших соотечественников уже не представляет себе детство без новогодних символов, одним из которых, безусловно, стал щедрый и чадолюбивый бородач Дедушка Мороз в компании своей снежной «ассистентки», приходящейся ему по сюжету внучкой.

Как Сталин Деда Мороза узаконил
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Но не всем известно, что таким милягой сказочный зимний дед стал лишь в советское время. Потому что дети Страны Советов, как все ребята на земле, остро нуждались в добром волшебнике! А вот древним прототипом Деда Мороза у наших предков-славян служил злобный и мрачный Карачун (он же - Корочун, Трескун или Студенец), олицетворявший наступление суровых холодов и сезонное «умирание» природы, который, ко всему прочему, иногда нуждался в человеческих жертвах...

МОРЖУЮЩИЙ СТАРИЧОК

Согласно мнению культурологов, у славян в дохристианские времена Мороз-Карачун являлся одной из ипостасей бога Велеса. Фигурируют и иные варианты его происхождения, но на перечисление всех версий не хватит газетной страницы. Итак, был тот мифический вредноватый дед не то чтобы адским злодеем, нет! Он нес необходимую для природы функцию: покровительствовал холодам и метелям, поля укрывал пургой для насыщения почвы влагой, деревья снежком укутывал... Ну а с такой масштабной и специфической работой, ясное дело, характер нежным не будет. Ну и, конечно, морозного старца, любящего побушевать, наши пращуры побаивались. И уж точно не ждали его с нетерпением, как наши современники в детские годы. Кстати, по легенде, ходил седой Мороз по скованной им земле почему-то босым. Может, моржевал?

КАША ДЛЯ БЕЗЗУБОГО ТРЕСКУНА

Гостинцев от Мороза в старину не чаяли, а напротив, жертвовали подношения ему, дабы хоть капельку умилостивить хозяина холодов, чтобы стал нравом помягче и стужей не измучил!

При наступлении мороза крестьяне плескали в окошко киселем или бросали порцию каши - у старика с зубами-то плоховато! Так подкармливали мифического дедушку, при этом уговаривая его не бить озимые посевы, не губить скот. Выполнять этот ритуал должен был, согласно преданиям, старший сын в семье.

Бытуют мнения, что некоторые славянские племена в этом вопросе кашкой и киселем не ограничивались, а при длительном стоянии жестоких холодов предлагали Морозу жертвы... в виде молодых девушек.

Вспоминаете сказочную историю с Настенькой? Якобы молодых красавиц отвозили в лес и... да, оставляли под елочкой замерзать до смерти в надежде на то, что распоясавшийся студеный Дед примет сей недешевый дар в виде девичьей жизни и сменит гнев на милость. Что ж, язычество - жестокое «детство человечества».

Правды ради стоит заметить, что бытование данного обычая у древних славян достоверно не подтверждено. Он лишь предполагается учеными на основании косвенных свидетельств. Таковыми являются произведения фольклора, содержащие знакомый нам мотив встречи в лесу кроткой, трудолюбивой девы и седого хозяина зимы, устраивающего ей жесткий экзамен на выносливость: «Тепло ли тебе, девица?» Видимо, тотально зависимые от сил природы древние люди опасались, что если агрессивного зимнего дедушку не задобрить жертвой, то морозы не закончатся целый век.

К слову о девочках: любимица детворы и подруга лесных зверюшек, румяная и улыбчивая Снегурочка исторически никакая не внучка Деда Мороза, а его дочь. Именно такая степень родства присваивается спутнице Мороза народной молвой в большинстве старинных сказаний. У многих историй судьбы Снегурочки грустный финал, поэтому в праздничные дни не будем рассматривать их. Зато любимая нами с детства Снегурка, изящно слепленная в советское время, всегда энергична, активна и никогда не стареет!

ЁЛКА ПО-СОВЕТСКИ

В сложные тридцатые годы прошлого века политические деятели СССР, изначально после революции отвергшие рождественскую елку как пережиток буржуазных традиций, вдруг заговорили о необходимости возрождения детского праздника.

Но уже не рождественского, а новогоднего с позитивными героями, которые отвечали бы духу советского детства. Видимо, суровые политики, воспитывавшие своих маленьких сыновей и дочек, осознали, что ребята просто не смогут прожить без волшебства, без доброй сказки! Такую идею подал в 1935 году член Президиума ЦИК СССР П. Постышев, опубликовавший в газете «Правда» предложение организовать новогоднее торжество для советских детей и пригласить на него уже обновленного, лояльного коммунистической идеологии Деда Мороза...

Сталин был не против. И тот пришел на Кремлевскую елку во время празднования 1936 года. В длинном голубом тулупе и со знаменитой бородой из ваты. А спустя год, в сумрачном 1937-м, у Мороза появилась юная помощница и затейница Снегурочка, наделенная педагогическим талантом и служащая посредницей между Дедом и ребятишками.

Позже команду советских сезонных волшебников пополнил еще один оригинальный персонажик - Мальчик Новый Год, изображавшийся в образе розовощекого деловитого октябренка.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Впервые положительный образ Деда Мороза именно с таким именем (с добавленным к нему типично русским отчеством), по-царски одаривающего юную труженицу, родился из-под пера русского писателя В. Одоевского в 1840 году. Сказка «Мороз Иванович» стала авторским переложением народного варианта «Морозко». В фольклорном оригинале зимний старик хоть и не настолько зловещ, как его древний прототип, но все же замораживает насмерть ленивицу.

В том же XIX веке художественный образ справедливого и щедрого Мороза Ивановича в сознании российских обывателей начинает комбинироваться с переработанным западноевропейской светской культурой имиджем святого Николая (Санта-Клауса).

Несмотря на исключительное почитание православного образа Николая Угодника в дореволюционной России, попытка представителей дворянских кругов копировать западноевропейскую традицию восприятия Санты как главного рождественского чудесника, проникающего в дома через дымоход и одаривающего детей гостинцами, в нашем отечестве популярности не обрела.

Елена Мороз.

Фото: WIKIPEDIA, LEGION-MEDIA,

В. Вяткин/РИА «Новости»

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.