Не так давно вся Россия12 апреля отмечала День космонавтики, когда Юрий Гагарин первым совершил полет в космос, один из самых радостных и настоящих праздников нашей страны. А вот у американцев с этим днем связаны самые печальные воспоминания.
По крайней мере, по двум причинам. Они хотя и признают, что 12 апреля 1961 года был совершен первый полет человека в космос, но отказываются называть его имя и страну, которая отправила своего посланца к звездам. А 12 апреля 1951 года американские ВВС потерпели самое тяжелое поражение в своей истории. Это произошло на границе между Кореей и Китаем: советские летчики наглядно продемонстрировали американцам, кто хозяин в небе.
ПОБЕДА ПОСЛЕ ПОБЕДЫ
Эта история чрезвычайно любопытна и злободневна. Многие россияне абсолютно убеждены в том, что наши и американские солдаты никогда не сходились в бою. Это не так. До последнего времени говорить на эту тему считалось дурным тоном, тем более что подавляющее большинство такого рода контактов происходило между представителями спецподразделений. Но были и примеры другого рода, как тот самый бой в корейском небе. Мы об этом говорить как бы стеснялись: мол, вроде бы в корейской войне прямо не участвовали, да и зачем нервировать «партнеров» такого рода неприятными воспоминаниями. А для американцев эти факты - несомненные, исторические факты - просто позор, одно упоминание о тех событиях лишь выводит их из себя.
Тем не менее нам сегодня есть прямой смысл все-таки вспомнить о том, как наши деды и прадеды после чудовищной войны, когда страна еще голодала, показали полное превосходство над слывшими непобедимыми, прекрасно вооруженными и оснащенными по последнему слову техники американскими ВВС.
КАК ЭТО БЫЛО
О корейской войне сегодня почти не вспоминают, но это было страшное время - погибли миллионы людей. По сути дела, Корея стала тем самым плацдармом, на котором сошлись в открытом поединке социализм и капитализм, если позволите так выразиться, а по сути - СССР и США. Разумеется, мы и Китай помогали всеми силами, и весной 1951 года в Корею направили 324-ю истребительную авиационную дивизию, которой командовал легендарный Иван Кожедуб. Зоной ответственности ему определили район реки Ялуцзян. Задача была сформулирована четко: дивизия не должна пускать самолеты противника дальше этого рубежа.
И вот 12 апреля американцы решили провести очень простую с их точки зрения операцию. Они разработали план нанесения массированного бомбового удара по корейскому городу Сингисю и важным объектам инфраструктуры. В частности - по мосту через реку Ялуцзян. Разумеется, советские радиолокационные станции засекли крупную группу самолетов противника, двигавшуюся со скоростью около 500 километров в час в сторону северокорейских позиций. Это были 48 стратегических бомбардировщиков B-29 Superfortress в сопровождении более 120 истребителей F-80, F-84 и F-86. Вы представляете себе эту армаду? Иван Кожедуб рискнул оставить аэродром без прикрытия и поднял на перехват все боеготовые МиГ-15 авиадивизии - 44 машины…
ЧЕРНЫЙ ЧЕТВЕРГ
Советские самолеты подошли к американцам. «Суперкрепости» шли группами по 12 бортов. Наши летчики-добровольцы с ходу вступили в бой. Американцы поначалу не понимали, кто и откуда ведет огонь: МиГи заходили сверху и в упор расстреливали нагруженные бомбами «крепости». Большая группа советских истребителей преследовала головные B-29, остальные атаковали самолеты сопровождения, чтобы оттеснить их от бомбардировщиков.
Фугасные снаряды авиапушек «пятнадцатых» оставляли в фюзеляжах тяжеловесов огромные пробоины. Экипажам ничего не оставалось, кроме как выпрыгивать из падающих машин с парашютами. Некоторые подбитые бомбардировщики смогли уйти, но не все дотянули до аэродрома. Уцелевшие B-29 устремились в сторону моря. МиГи их не преследовали, иначе попали бы под огонь зенитных орудий американских кораблей.
Вся схватка продолжалась чуть более 20 минут. Советские асы сбили десять B-29 и четыре истребителя, еще 15 бомбардировщиков получили серьезные повреждения. Более сотни американских летчиков, выпрыгнувших с парашютами, попали в плен. Все МиГи вернулись на базу, несколько машин получили повреждения.
КРУШЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ
Для американского командования эти события были огромным потрясением. Таких массовых потерь не было никогда. Объявили недельный траур, а налеты в этот район прекратились на три месяца. После чего стали посылать «летающие суперкрепости» только ночью, а потеряв сбитыми 170 хваленых машин, вообще прекратили их использовать.
Американский портал HistoryNet пишет о «безумстве МиГов», которое испытали на себе лучшие американские асы. Они их так боялись, что было несколько случаев, когда открывали огонь по похожим на них реактивным истребителям F-86 и сбивали своих. Американские эксперты были вынуждены признать, что МиГ-15 превзошел в ряде показателей даже новейший F-86, он быстрее набирал высоту и обладал лучшим ускорением. Вооружение советского истребителя было эффективнее, чем у американского. И сбить МиГ было очень трудно.
США так хотели заполучить потрясающий советский истребитель, что пообещали 100 тысяч долларов тому пилоту, который перелетит на их сторону на своей боевой машине. Им стал лейтенант Но Гым Сок, перебежавший к американцам в 1953 году.
В боях в небе Кореи советские летчики сбили 1106 американских самолетов, лучшим стал советский ас капитан Николай Сутягин, ликвидировавший 22 машины противника.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Не правда ли, все как обычно? Американцы всегда лгут, всегда считают себя исключительными и всегда хотят купить славу за деньги. Но в честном бою у них плохо получается. Тот самый B-29, который сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, хваленая непобедимая «суперкрепость», оказался беззащитен перед нашими летчиками. И, скорее всего, именно после этого опыта американцы поняли, что все их многочисленные планы нанесения ядерного удара по Советскому Союзу - всего лишь опасные фантазии. Так что, вполне возможно, именно парни Кожедуба предотвратили третью мировую.
Ну а нам с вами нужно как можно меньше обращать внимание на эту трескотню, которая раздается со всех сторон по поводу непобедимости американской армии. Горят, очень даже хорошо горят и B-29, и «стелсы», и F-35…
Николай Иванов.
Фото: WIKIPEDIA,
Ю. Шаламов/РИА «Новости»