Это интересно
3058 | 0

Для цирка 13 - счастливое число

Для цирка 13 - счастливое число
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Исполняется 140 лет с того дня, как цирк на Цветном бульваре начал давать представления…

СТАРАЯ СКАЗКА В НОВЫХ СТЕНАХ

Несмотря на снос здания в 1985 году, цирк на Цветном бульваре не умер. Спустя четыре года он вновь открыл свои двери спектаклем «Здравствуй, старый цирк».

Сегодня его имя прочно связано со звездой отечественного цирка и кинематографа Юрием Никулиным. Об этом замечательном человеке и его вкладе в развитие цирка на Цветном бульваре известно все или почти все, тогда как об основателе цирка Альберте Саламонском не известно практически ничего.

Тем не менее именно этому человеку мы обязаны появлением детских представлений, а также созданием самого демократичного цирка дореволюционной России.

Стационарных цирков в России до середины XIX века попросту не существовало. Первые из них появились в Санкт-Петербурге и Москве исключительно благодаря итальянцам.

ПРОБА ПЕРА

Первый в истории Москвы стационарный деревянный цирк появился на Петровке напротив Государственного академического Большого театра в том самом месте, где сегодня возвышается здание ЦУМа.

Своим появлением он обязан цирковой наезднице - швейцарке Лоре Басен, которая уговорила мужа построить для нее цирк в Москве, но быстро прогорела.

Вторым деревянным цирком Москвы стало заведение Шарля Гинне. Основательно прогорев в Европе, делец решил попытать счастья в России, открыв в 1868 году цирк на Воздвиженке.

Лишь спустя двенадцать лет, в 1880 году, имея цирк в Одессе и присмотрев площадку для цирка в Риге, Альберт Саламонский начинает строительство каменного здания цирка на Цветном бульваре в Москве.

ЦИРК В КРЕДИТ

Шустрый мальчуган появился на свет в 1839 году и, как тогда говорили, получил отличное аристократическое образование - цирковое. С первых лет жизни он все свое свободнее время проводил за кулисами цирка и вскоре заболел профессией своих родителей. Его отец в те годы поражал европейских зрителей великолепной верховой ездой и дрессировкой лошадей, а мать Юлия представляла известную цирковую династию Каре.

Вскоре Альберт Саламонский стал самостоятельно выступать на арене цирка, неожиданно оказавшись великолепным наездником, конным акробатом и дрессировщиком лошадей. Но роль артиста ему быстро наскучила, и в возрасте тридцати лет он открывает цирк в Берлине.

Заведение Альберта Саламонского на протяжении шести сезонов считалось лучшим в Германии. Тем не менее в начале 1870-х годов хозяин цирка решил, как многие европейцы в погоне за славой и шальными деньгами, отправиться в далекую Россию, разумно предполагая, что лучшим местом для создания цирка станет место на цветочном рынке, где испокон веков устраивались скоморошьи балаганы.

Саламонский обратился за кредитом в контору купца Данилова. Купец, как ни странно, поверил темпераментному иностранцу и выдал денег на постройку цирка. Впоследствии первый вырученный в кассе рубль хозяин цирка вставил в рамочку и вывесил на счастье у касс.

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ

20 октября 1880 года каменное здание цирка, построенное по проекту архитектора А.Е. Вебера, приняло первых гостей. В зрительном зале располагались пять рядов партера, бельэтаж, несколько лож, а также новинка - «вторые места» с ненумерованными креслами и «стоячая» галерея, в простонародье - галерка.

Москва XIX века не знала более демократического места проведения досуга!

В цирке Альберта Саламонского на одном и том же представлении можно было встретить как аристократов, так и городскую бедноту. Афиша нового цирка ничем не уступала знаменитому в то время цирку Чинизелли в Санкт-Петербурге, чья роскошь была сопоставима с императорскими театрами Северной столицы.На своих первых представлениях цирк на Цветном бульваре предлагал почтенной публике: «хорошенькую Генриетту, превосходно жонглирующую на слабо натянутой проволоке, госпожу Труцци, скачущую на неоседланной лошади, отличного наездника Фредди Саламонского, клоунов-гимнастов братьев Паскали и самого Альберта Саламонского с 14 дрессированными жеребцами». Кроме того, был поставлен балет-пантомима «Жизнь в зимний вечер» с катанием на коньках и санках с комическими сценами.

ДРУГ ДЕТЕЙ

Сегодня половина зрительного зала в любом цирке мира занята детьми. Однако в XIX веке цирковые представления предназначались исключительно для взрослой публики, а появление в зале ребенка было большой редкостью.

Цирк Чинизелли посещали офицеры, а заведение на Цветном бульваре - купечество. Являясь прирожденным бизнесменом, Альберт Саламонский быстро смекнул, что юное поколение москвичей может стать настоящим золотым дном для его цирка.

В своем ходатайстве, адресованном властям города, Саламонский нижайше просил разрешения еженедельно устраивать воскресные детские спектакли. В качестве основного аргумента он уверял, что воскресные утренние программы будут приспособлены для детского понимания и воспитания. Разрешение было получено. В 1895 году в цирке на Цветном бульваре была поставлена детская пантомима «Фея кукол».

ЛОШАДИ, ЛОШАДИ И СНОВА ЛОШАДИ

Любой цирк держится на трех китах - клоунах, акробатах и дрессированных животных. В качестве клоунов на арене цирка Саламонского выступали незабвенные Анатолий и Владимир Дуровы, Макс Высокинский, легендарный Бим-Бом, но основной упор в идущих представлениях был сделан на лошадей.

Первое время на арену выходил сам владелец цирка, который заставлял лошадей вальсировать и делать сложные, красивые перестроения. Во время кульминации номера дрессировщик издавал вопль «Офф!», и тут же шестнадцать жеребцов мгновенно вставали на дыбы. Публика была в восторге. Своеобразным рекордом Саламонского стал проезд верхом на лошади по бревну, установленному на высоте пяти метров!

К «ЯРУ»!

Достаточно быстро цирк на Цветном бульваре полностью затмил своего конкурента - филиал цирка Чинизелли на Воздвиженке. Но вскоре в Москве, тоже на Цветном бульваре, открылся цирк братьев Никитиных.

Дети бедного бродячего шарманщика Никитина, как никто другой, чувствовали настроение публики. Их цирк быстро набирал популярность. Свое дело сделали номера с дрессированными слонами. Гигантские животные из Африки чуть было окончательно не изменили предпочтение московской публики в пользу цирка Никитиных. Саламонский решил, что дальше так продолжаться не может и… выкупил цирк у конкурентов за 35 тысяч рублей.

Покончив с последними конкурентами, хозяин цирка стал отдаляться от арены, предпочитая ей досуг со знакомыми купцами в питейных заведениях города.

Среди цирковых артистов даже появилась байка. Во время открытия очередного циркового сезона директор цирка обходил манеж по кругу, кланялся публике, а затем тайно уезжал к «Яру», а его фрак продолжал висеть на спинке стула в рабочем кабинете, чтобы подчиненные думали, что владелец цирка где-то рядом. Со временем семья Саламонских продала цирк, который до революции 1917 года сменил нескольких кратковременных хозяев.

ЦИРК И ЛЕНИН

В послереволюционные годы разруха и голод не обошли стороной и труппу бывшего цирка Саламонского. Артисты были вынуждены выступать на улице подобно своим предшественникам скоморохам.

Легендарный клоун и дрессировщик Владимир Дуров зимой катал почтеннейшую публику по площадям Москвы на санях, запряженных дрессированным верблюдом, а на трамвайных остановках выступали жонглеры.

Ситуация изменилась после речи вождя мирового пролетариата, во время которой Ленин заявил, что важнейшим искусством для советских граждан являются кино и цирк!

С 1919 года после национализации цирк получил новое гордое название 1-го Госцирка. На протяжении всех советских лет цирк на Цветном бульваре продолжал радовать жителей города и его гостей великолепными представлениями.

Дмитрий Соколов.

Фото: RUSMIR.MEDIA,

CIRCUSNIKU/IN.RU.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.