Фазенда
960 | 0

Продаем картошку с огорода в супермаркет

Продаем картошку с огорода в супермаркет

Правительство озаботилось реализацией продукции с наших огородов.

Есть идея дать доступ малым фермерским хозяйствам и обычным гражданам в торговые сети. С одной стороны, дело хорошее, поддержка людям нужна. С другой - надо сначала отладить весь механизм, но пока в этом вопросе больше запретов и сложностей, чем возможностей.

Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила ведомствам - Минэкономразвития, Минпромторгу, Минсельхозу и Роспотребнадзору - продумать, как обеспечить допуск продукции личных подсобных хозяйств в торговые сети.

ВОЗМОЖНОСТИ ЕСТЬ!

Действительно, в России таких подсобных хозяйств (ЛПХ) немало - до 20 миллионов! Неужели они не смогут обеспечить нас, по крайней мере частично, качественной сельскохозяйственной продукцией? Да и сами заработают. Кстати, такие идеи появлялись еще в прошлом году. Например, сети «Магнит» и «Пятерочка» заявляли о допуске малых сельхозпроизводителей в торговые сети. Возникла идея сделать специальные «островки» в магазинах, на которых будет стоять такая продукция. А требования ретейла к таким маленьким поставщикам будут другие, не такие жесткие, как к крупным. Правда, в Корпорации малого и среднего бизнеса еще тогда замечали, что фермерам, скорее всего, надо будет объединяться в кооперативы, чтобы совместно оплачивать такую торговую точку в магазинах, иначе будет дорого. А сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян отмечал, что малым производителям вообще нужно выдавать финансирование на льготных условиях, чтобы стимулировать такие совместные продажи или, например, открытие своих магазинчиков.

Теперь эта идея инициирована уже на государственном уровне. Между прочим, где-то такие проекты действуют: по статистике, малые фермерские хозяйства поставляют в российские торговые сети до 12% от общего объема. А в Минпромторге подсчитали, что этот объем можно довести до 20%, и малые фермеры справятся. Только нужно обеспечить бесперебойную работу всей этой системы. Пока нет полноценной инфраструктуры для того, чтобы малый фермер и тем более частное лицо могли доставлять свою капусту или огурцы на полки магазинов.

ДАЕШЬ КООПЕРАТИВ!

Как известно, крупные торговые сети имеют свои жесткие стандарты - требования к качеству продуктов, вплоть до калибра яблок и помидоров. А еще к объемам поставок. Кроме того, часто поставщик получает деньги после реализации товара, а не в момент сдачи его магазину. Так что есть довольно много рисков, и маленькому производителю выдержать такие условия сложно.

Но, предположим, ретейл действительно смягчит подход к малым фермерам и гражданам и у них будут свои условия поставки продукции. Но этого все равно недостаточно. Во-первых, в любом случае выращивать мешок картошки и везти его в магазин невыгодно - тогда уж надо вырастить больше, то есть вкладываться в это уже не как в хобби или для себя, а как в реальное производство. Значит, нужны площади и ресурсы. Но дело в том, что площадь участка, который можно использовать для личного подсобного хозяйства, не должна превышать 50 соток. А еще такой малый фермер должен трудиться на своей земле сам или с помощью своей семьи, привлекать работников нельзя.

А еще фермеры жалуются на отсутствие организации прохождения продукции такого ЛПХ от поля до прилавка. Например, закон требует забивать скот на мясо, если оно идет на продажу, не у себя на участке, а в специальном центре, имеющем лицензию. Везти тушу тоже нужно на транспорте, имеющем для этого специальное разрешение. Если всего этого не соблюдать, на фермера наложат штраф. А еще нужны места переработки, фасовки, упаковки и хранения…

Кроме того, если вернуться к мысли, что малым фермерским или частным хозяйствам было бы правильно кооперироваться, то тут нужна и другая помощь: надо, чтобы граждане получали какой-то план - кто, что именно и сколько будет выращивать. Ведь если вся деревня вырастит только картошку, то как быть с другими овощами? Значит, нужно распределение: какое хозяйство возьмется за картофель, какое - за огурцы и так далее. Для такой организации тоже нужны некие структуры. Кооперативы были бы идеальным решением: сообща можно найти и нужную технику, и другое оборудование.

И самое важное: нужно разработать полноценный маршрут продукции такого маленького личного хозяйства до магазинного прилавка. Видимо, такая серьезная работа еще впереди: об этом и придется позаботиться тем ведомствам, которые правительство РФ выбрало для реализации столь нужной идеи.

Марина Лепина.

Фото: ADOBE STOCK

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.