Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты - та самая яркая фигура в истории, к которой никто не может быть равнодушным. Народ Южной Осетии считает его своим подлинным лидером и благодарен своему президенту за завоеванные свободу и независимость родной земли. Многочисленные враги его ненавидят. События августа 2008 года стали не просто трагедией, а затем победой. Они показали, кто и чего стоит на самом деле. Кто умеет воевать, а кто лгать. Кто умеет защищать свой народ, а кто ввергать его в пучину бедствий. О малоизвестных страницах тех знаменитых дней, о сегодняшних проблемах восстановления республики президент любезно согласился рассказать “Миру новостей”.
АМЕРИКАНЦЫ ИСПЫТЫВАЛИ НА ГРУЗИНАХ ПСИХОТРОПНОЕ ОРУЖИЕ
- Эдуард Джабеевич, знающие люди рассказывают, что грузинские вояки в августовские дни были чем-то “обколоты”. Ведется речь и о том, что американцы испытывали на подопечных солдатах грузинской армии новейшее психотропное оружие...
- Эти факты имели место, мы неоднократно с этим сталкивались. К одному из таких “подопытных” мы подходили вместе с журналистами. В самом начале он вел себя агрессивно. По рукам видно, что вроде бы не наркоман, но проколы на руках есть - два укола. Мы спрашиваем про них, а он ведет себя агрессивно, категорически отказывается, что наркоман, матерится по-грузински, оскорбляет всех и вся. Буквально бросается на людей. Но через некоторое время, прежде чем передать его грузинской стороне, другие журналисты захотели пообщаться с этим человеком. И произошла резкая перемена поведения. Если раньше он строил из себя тигра, эдакого “понтовитого” грузина, то теперь он предстал в виде зайца, который просто спрашивал, что он здесь делает, почему так получилось. Вот такие вопросы он задавал людям, которые его охраняли. Если раньше он кричал, что они расстреливали наших женщин, детей, стариков и давили русских солдат, то во вторую встречу перед нами был кролик, который извинялся за все. Он говорил, что им дали приказ и забросили на осетинскую территорию, а дальше он не помнит. Помнит, что шли вперед. Единственное, что помнит, - его подразделение из трехсот человек практически все уничтожено, и выжили единицы. Ему приходилось идти по трупам своих людей, пока его не задержали.
- Но, может быть, это был единичный случай?
- В районе 12-й школы проходил очень серьезный бой. И по показаниям ребят, которые воевали в районе этой школы, та грузинская группа, которая вошла по улице Героев, возвращалась обратно. Был подбит грузинский “Скорпион”. Грузин начали окружать наши подразделения, и из центра города ребята начали их давить. В результате этого боя ребята наблюдали такую картину: бегут грузинские спецназовцы с рюкзаками, бросают рюкзаки, ложатся - чисто натовский стиль - и ведут уличный бой. Вначале они тоже очень агрессивно себя вели - подбадривающие крики и так далее. Но через какое-то время некоторые бросали оружие, с ними что-то происходило. Они не стреляли, не выкрикивали, а сникали. Некоторые вставали и убегали без оружия. Видимо, действие этого лекарства проходило, и люди, реально осознавая опасность, впадали в панику. В результате они становились легкими мишенями.
- Получается, как у Лермонтова: “бежали робкие грузины”? Только в XIX веке янки их не кололи психотропными препаратами, а они не изображали из себя львов?
- Да, я сам видел, как бежали “робкие грузины” и побросали много техники и оружия. А самое главное - они бросили свою честь в грязь.
МУЖЕСТВО ОДНИХ, ЛОЖЬ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО ДРУГИХ...
- Эдуард Джабеевич, ведь для вас все складывалось совсем не просто? Вы, по сути, были воюющим президентом на передовой, на вас охотились грузинские спецназовцы, и даже авиация била по радиосигналу вашего мобильника.
- Да, было трудно. И сегодня нужно делать серьезные выводы из ситуации в плане организации обороны республики с учетом тех ошибок, которые были допущены в августе 2008 года. А тогда лично мне нужно было показать своим примером, как нужно защищать свою Родину, как заниматься организацией отпора врагу. Ведь некоторые люди, которые должны были непосредственно участвовать в организации обороны, просто потерялись из поля зрения Верховного главнокомандующего. А ситуация на границе и сегодня неспокойная. Милитаризация Грузии с молчаливого преступного согласия Европы и США продолжается.
- Эдуард Джабеевич, “умники” до сих пор говорят, что вы эвакуацией населения спровоцировали грузин на нападение. Но войну провоцирует ведь не эвакуация, а мобилизация?
- Вот грузинская армия и мобилизовалась. Операция, которую проводила Грузия, называлась “Чистое поле”. Они хотели оставить после себя выжженное поле. И если бы не мужество и стойкость ребят, которые сдерживали агрессию в несколько раз превосходящих сил противника, то не знаю, что бы было. Там шло тотальное истребление населения. Мы ведь постоянно получали тревожную информацию о скоплении грузинских войск и, конечно, очень волновались. Поэтому мы приняли правильное решение: объявили эвакуацию и тем самым спасли много мирных жителей - детей, женщин и стариков.
- А еще жалостливо говорят о грузинских беженцах из Южной Осетии...
- Я хочу сказать, что же это за беженцы: покидая села, оккупированные грузинами на прилегающих территориях, они сжигали и свои дома, и дома осетин. А ведь в этих “грузинских” селах проживало до 40% осетин, которых выдавили еще в 1989 году, а их дома присвоили местные грузины. Так что назвать этих людей беженцами не поворачивается язык. Они служили в грузинских подразделениях, в том числе террористическом центре, служили в полиции и принимали активное участие в геноциде осетинского народа, они военные преступники.
- А те, кто не воевал против южноосетинского народа?
- Они наши граждане. Мы готовы жить с ними и рассматривать их вопросы. Мы заинтересованы в возвращении граждан в нашу республику вне зависимости от их национальности. Сегодня в Ленингорском районе по моему личному указанию министерство образования занимается созданием новых книг для грузинских школ. Это преступная пропаганда искажения истории, когда грузинским детям внушают, что Россия - агрессор, русские - враги Грузии. Мы дали задание нашим ученым проработать все материалы истории по взаимоотношениям между Осетией и Грузией, между Россией и Осетией и довести до детей реальную историю. Подстраивать историю под свои политические амбиции - преступление.
- Какие уроки прошедшей войны вы бы особенно отметили?
- Прежде всего урок тем, кто поддерживает Саакашвили и пытается доминировать в мире, ведь однополярного мира уже нет. Что поражает: эти люди были уверены в своих силах и безнаказанности. За 1989 год Грузию никто не наказал, никакие международные организации даже упрека не высказали в ее адрес. Как и сегодня. А с Саакашвили пусть разбирается народ Грузии, потому что каждый народ достоин своего правителя. Я вижу эту ситуацию, и мне больно за грузинский народ. Поймите, мы общаемся с простыми грузинами, им стыдно смотреть нам в глаза. Им стыдно смотреть в глаза русским, ведь Грузия процветала и сохранилась как государство благодаря русским. Немалую роль в становлении Грузии как государства сыграли Осетия и осетины. И все произошедшее называется “благодарность по-грузински”. Старшее поколение грузин еще помнит добро со стороны России, но настораживает то, что молодое поколение грузинских политиков обучается на Западе, по тем самым учебникам истории, где бессовестно лгут об отношениях наших народов. Люди, которые не уважают свое прошлое, - у них и будущего никогда не будет.
МИРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО “ПОД ОГНЕМ” НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЕЙ
- Эдуард Джабеевич, ситуация с восстановлением республики пока что остается сложной. До последнего времени решался вопрос с контролем за расходованием федеральных денег...
- Мы некоторым недобросовестным строительным подрядчикам дали по рукам, не дали им возможность обворовывать нас. После этого пошли разговоры - ах, сколько денег своровали в Южной Осетии! Но ведь деньги до нас пока еще не дошли, как можно украсть то, чего нет! Наше сотрудничество со Счетной палатой Российской Федерации раздражает очень многих. Но мы сегодня упорно выстраиваем строгий местный контроль.
- Известно, что вы заняли очень жесткую позицию, для того чтобы были выделены средства на строительство частного жилья...
- А как иначе? Ведь 70% частного жилья в Цхинвале или в селах пострадали. Есть места, которые полностью разрушены. Мы можем строить школы и санатории, но если не помочь людям, то для кого все это строительство? А ведь мы столкнулись с большим сопротивлением подрядчиков - им нужны большие объекты, а частный дом - это не такие большие средства. Да, ситуация сложная, был хаос. Я даже был вынужден распустить правительство и поступил абсолютно правильно, потому что некоторым людям, которые работали в правительстве, просто совесть не должна была позволять выходить на улицы Цхинвала. Теперь они избрали свой путь - поливать нас грязью через СМИ из Москвы. Мы ведь видим, что идет некачественное строительство, так зачем позволять людям разбрасывать на ветер российские деньги? Это моя ответственность перед Россией и россиянами, какое бы давление на меня ни оказывали. Мы организуем жесткий контроль. Как мы можем транжирить эти средства, когда в самой России кризис, во всем мире кризис?
- Тем более что у России с Южной Осетией теперь одна судьба...
- Наша стратегия - максимальная интеграция, мы не делаем из этого секрета. Мы собираемся подписать соглашение о сотрудничестве по охране государственной границы Республики Южная Осетия и РФ. К нам приедут пограничники и их семьи. И мы для них будем строить жилье. Южная Осетия - это многонациональная республика, где найдется место всем мирным и честным людям.
Директор Международного института новейших государств (МИНГ) Алексей Мартынов:
- Независимость на фоне нищеты и разрухи может породить новые угрозы. Идея “Большой Алании” вне состава России жива и сегодня. Более того, после августовских событий активность ее апологетов только растет. Всплыли же в мутной воде А. Чочиев и Д. Габачиев, идеологи “Большой Алании”, “независимого европейского государства”, объединяющего всех алан вне состава РФ. Эти персонажи и их идеи намного опаснее любых прогрузинских затей “а-ля Санакоев” (глава Южной Осетии по версии Саакашвили. - Ред. ). Порождения типа чочиевых-габачиевых - это серьезная угроза и для России. Думается, что этот проект зародился за десять тысяч километров от Осетии. И оплачивается оттуда же. Они будут стараться делать все, чтобы враждебность Грузии перешла на весь Северный Кавказ. И это имеет запах большой крови.
Александр Сладков, военный журналист:
- Я видел, как 9 августа утром на нашей высотке появился лично Эдуард Кокойты со своей гвардией. Командарм 58-й армии Анатолий Хрулев готовился идти в город. Вскоре открыла огонь артиллерия. Мы били по грузинским дивизионам. Затем президент Южной Осетии на бронированном уазике первым устремился в город. Президент проявил себя в те дни настоящим мужчиной-воином, он ставил задачи ополченцам, руководил их действиями.