После того как в войну в Ливии вступила официальная Анкара, Ливийская национальная армия (ЛНА) предложила Египту сделать то же самое.
В настоящее время в Ливии происходят вооруженные столкновения между сторонниками разных лидеров. Страной руководит Правительство национального согласия (ПНС) во главе с премьером Файезом Сараджем. Ему противостоит Ливийская национальная армия во главе с маршалом Халифой Хафтаром, которая сотрудничает с находящимся на востоке страны парламентом.
При поддержке вооруженных сил Турции ПНС одерживает победу за победой. Ливийская национальная армия под натиском противников была отброшена из стратегически важных районов.
На днях Египет, поддерживающий Хафтара, заявил, что его вооруженные силы способны быстро и решительно изменить ситуацию в Ливии.
Командующий ЛНА маршал Хафтар получил в свое распоряжение системы ПВО С-300, которые размещены рядом с египетской границей. Эти установки впервые появились на вооружении ливийцев, чтобы противостоять налетам турецкой авиации.
Возникает вопрос: собирается ли НАТО спокойно наблюдать за тем, как входящая в блок Турция, выступающая на стороне марионеточного правительства, будет воевать с Египтом?
Военный эксперт из Египта генерал Махфуз Марзук проанализировал военные приготовления Каира и пришел к выводу, что идет серьезная подготовка к вооруженной операции в Ливии, на ее границе уже завершилось развертывание 5-й египетской армии. В боевой готовности находится десантный вертолетоносец «Мистраль». На днях Каир посетила делегация Верховного совета шейхов и старейшин племен Ливии, которая подтвердила свою поддержку египетской армии и попросила у нее помощи в изгнании из Ливии турецких оккупантов.
Племена выступили против протурецкого исламистского Правительства национального согласия, контролирующего регион вокруг Триполи, они призвали объединить страну под египетско-арабским патронатом.
Эрдоган, опасающийся, что у него нет достаточных ресурсов для большой войны с арабским миром в Северной Африке (да еще параллельно с боевыми действиями в иракском Курдистане и Сирии), попытался заручиться поддержкой США.
Однако в телефонном разговоре с Трампом он получил лишь согласие Вашингтона сотрудничать с Анкарой для достижения стабильного мира в Ливии. Трамп не собирается ради него портить отношения со своими главными ближневосточными союзниками - Эмиратами и Саудовской Аравией, выступившими на стороне маршала Хафтара против Турции.
Местные наблюдатели считают маловероятным наступление протурецкой группировки на ключевой бастион Хафтара - портовый город Сирт, в который поступает нефть с крупнейших месторождений страны. Нефть считается ключевым фактором этой войны. На оборону Сирта стянуты мощные силы. С запада, откуда ожидается наступление, Сирт прикрыт обширными минными полями. Тем не менее Правительство национального согласия выдвинуло свои отряды ближе к Сирту. Из города Мисрата к нему отправились около 200 машин с боевиками.
По данным Пентагона, Турция только за первые три месяца этого года переправила в Ливию до 3800 боевиков из Сирии и оплачивает их участие в боевых действиях. Именно они позволили изменить ход боевых действий в пользу протурецкого правительства в Триполи.
Эрдоган рассчитывал быстро одержать победу, но демарш Египта существенно изменил соотношение сил в арабо-турецком конфликте.
Николай Иванов.