Внешняя политика
7935 | 0

В тихой заводи Буэнос-Айреса

В тихой заводи Буэнос-Айреса
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Большинство мировых лидеров, прибывших в Буэнос-Айрес на саммит двадцати ведущих стран мира, получали явно удовольствие от суеты вокруг их персон и неформального общения со своими коллегами, с которыми всегда есть, что обсудить.

Настроение было как никогда примирительным. И даже Дональд Трамп в этот раз избегал резких публичных выпадов в адрес других государственных деятелей, исполнявших ряд ритуальных действий, чтобы продемонстрировать свою позицию по вопросам зачастую далеким от жизненно важных проблем этих стран.

Например, западные лидеры по очереди демонстративно требовали от кронпринца Саудовской Аравии «честного и прозрачного» расследования убийства журналиста Джамаля Хашогджи с наказанием виновных, хотя в их распоряжении было достаточно информации, свидетельствующей, что в Саудовском королевстве никто не пошевелит пальцем без разрешения этого диктатора, и даже существовала запись разговора, в котором он распорядился «заткнуть рот» журналисту, и если его нельзя будет вернуть в Саудовскую Аравию, то сделать это нужно за рубежом.

Накануне саммита ЦРУ допустило утечку информации об 11 посланиях кронпринца своему помощнику, отвечавшему за ликвидацию Хашогджи, до и сразу после проведения операции.

Президент Франции Эммануэль Макрон грозился «начистоту» поговорить с кронпринцем, но лишь смог выдавить из себя слова о своей обеспокоенности. Мохаммед же посоветовал ему не волноваться.

Макрон напустил на себя свой самый суровый вид и как строгий отец наставлял принца: «Вы никогда не слушаете меня». На что Мохаммед бин Салман с вызывающей улыбкой отмахнулся: «Конечно же я прислушаюсь к вам». А еще Макрон убеждал принца, что всегда держит свое слово.

Но еще больше чем требования расследования убийства журналиста кронпринцу досаждали просьбы его западных союзников прекратить бойню в Йемене, где сейчас миллионы людей оказались под угрозой голодной смерти.

Затем кронпринцу пришлось еще и выслушивать женские нотации от британского премьера Терезы Мэй. Она с каменным лицом требовала от без пяти минут короля не допускать повторения инцидентов наподобие убийства Хашогджи.

Кронпринц единственный из участников саммита опасался, что в его отсутствие в Эр-Рияде произойдет переворот. Он был напуган распространяющимися слухами о подготовке его отстранения от власти. Принц Халид бин Фархан аль-Сауд, находящийся в изгнании в Германии, сообщил что в Саудовской Аравии создана оппозиционная группировка с целью свержения кронпринца. Поэтому Мохаммед перед вылетом в Аргентину ввел в столицу верные ему воинские подразделения.

Накануне саммита США по просьбе Саудовской Аравии и Эмиратов блокировали выдвинутый Лондоном до предела смягченный проект резолюции о прекращении огня в Йемене и возобновлении поставок гуманитарной помощи.

Великобритания призывала прекратить бои за порт Ходейда, через который идут эти поставки. В числе стран, проголосовавших против приостановки боевых действий, оказались вместе с США Китай, Казахстан и Эфиопия. Британцев поддержали только Польша, Нидерланды и Перу. Россия воздержалась.

Дипломаты рассказывают, что саудовская коалиция интенсивно обрабатывала членов Совета безопасности ООН, чтобы Эр-Рияду не мешали покончить с повстанцами и отбить у них Ходейду. При этом тот же Лондон продолжает оказывать серьезную поддержку интервенции в Йемене, отправив в Саудовскую Аравию большую группу военных инструкторов.

Не удивительно, что уставший от уязвляющих его заявлений западных лидеров, Мохаммед бросился навстречу Владимиру Путину, как к своему старому другу. Тем самым он предупреждал, что исполнит свою угрозу сблизиться с Россией, если Запад продолжит обвинять его в убийстве Хашогджи и плести дворцовый заговор.

В то время, как западные лидеры принялись требовать от Владимира Путина отчета о столь в сущности малозначимом эпизоде, как задержание нашими пограничниками украинских катеров, вторгшихся в российские территориальные воды, никто не проявлял озабоченности распространявшейся из Франции на Европу «революции желтых жилетов», против которых оказалась бессильными элитные подразделения по борьбе с массовыми беспорядками.

В Париже распространялись призывы повторить революцию 1968 года, а Макрон тем временем больше переживал за судьбу украинских моряков, чем за горящий Париж.

Наиболее важным событием саммита стало ослабление торговой войны между США и Китаем. В ходе длившихся два с половиной часа переговоров Дональду Трампу удалось заставить президента КНР Си Цзиньпина значительно увеличить закупки в США сельскохозяйственной и промышленной продукции, чтобы снизить торговый дисбаланс с Америкой.

В свою очередь Трамп лишь пообещал не вводить, как планировалось, с 1 января 25-процентного тарифа на китайский импорт в 200 миллиардов долларов. Можно сказать, что тарифная угроза Трампа сработала, и Пекин частично удовлетворил изначальные требования США. Оба президента уверяли, что между ними установились дружеские отношения.

Очевидно, что Китай слишком связан с американскими рынком и финансами, поэтому он не в состоянии бросать вызов Вашингтону даже при сохранении первоначально введенного Трампом 25-процентного тарифа на 250-миллиардный китайский импорт.

В течение 90 дней США и Китай будут вести переговоры по волнующим Вашингтон вопросам, таким как практикуемая Китаем принудительная передача иностранными компаниями технологий, обсуждаться будут защита интеллектуальной собственности и кибербезопасность. Если сторонам не удастся договорится, то обещанный Трампом 25-процентный тариф на остаток китайского импорта может вступить в силу.

Николай Иванов.

PA ImagesTASS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.