Китай сегодня - один из лидеров мировой экономики. Поднебесная участвует в решении большинства мировых проблем, в том числе и проблем геополитических, территориальных.
Для Китая в его отношениях с соседями и главным соперником - США - сегодня нет важнее темы, чем ситуация вокруг Тайваня. Об особенностях этой темы, малоизвестных событиях вокруг Тайваня и, главное, о его перспективах превратиться в еще одну горячую точку на планете первый заместитель главного редактора «Мира новостей» Андрей Авдонин беседует с Юрием Тавровским, одним из наших ведущих китаеведов.
ТАЙВАНЬ И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ
- Юрий Вадимович, в последнее время мы все чаще слышим о Тайване. Не могли бы вы рассказать, что происходило на острове в последние столетия и почему он так важен в мировых раскладах?
- Давным-давно остров был населен племенами полинезийского происхождения и к китайцам не имел никакого отношения. Эти племена, кстати, там еще существуют и до сих пор говорят на своих языках. Но китайцы постепенно заселяли, колонизировали остров.
В XII веке Тайвань стал частью китайской провинции Фуцзянь, лежащей на другом берегу Тайваньского пролива. А в 1895 году, по результатам Японо-китайской войны, которую Китай проиграл, остров был включен в состав Японской империи. Только в 1951 году Япония по мирному договору лишилась прав на все завоеванные территории, в том числе и на Тайвань.
- Страны Запада тоже пытались колонизировать этот остров на важном торговом пути в Японию?
- Натиск на необъятную Поднебесную и ее окрестности западные «первопроходимцы» вели с конца XVI века. Португальцы, а за ними голландцы и испанцы захватывали землицу на полюбившемся им красивом острове, известном как Формоза. В 1622 году голландцы даже объявили Формозу своей колонией. Но окончательно закрепиться там у них не получилось.
- А как и когда США заинтересовались Тайванем?
- Аппетит к тихоокеанским островам возник сразу после Второй мировой войны. Их величайшее достижение - создание подконтрольного режима на Тайване. Остров стал «непотопляемым авианосцем» для противодействия социалистическому лагерю - Советской России и Красному Китаю.
- Значит, американцы, по существу, заменили японских оккупантов?
- США, как мощнейшая военная сила региона, помешали десантным частям армии коммунистов высадиться и очистить Тайвань от сбежавших туда остатков войск Гоминьдана в 1949 году. Это сыграло важнейшую, определяющую роль во всех дальнейших событиях вокруг острова.
- Американцы превратили Тайвань в своего вассала...
- Обратите внимание - сейчас там все развивается почти «по украинскому сценарию». Руководительница Тайваня, по матери представительница аборигенов, говорит о многовековом нарушении прав коренных народов, ведет игры с их языками - 16 наречий коренных формозских племен признаны государственными языками. Местным китайцам твердят об их «особости», о «тайваньской идентичности». А не тем ли занимались и украинские националисты? «Украина цэ нэ Россия»... Мы видим, к чему привела такая обработка.
Пекин систематически провоцируют на военное решение вопроса Тайваня. Так что этот остров может повторить судьбу Украины. Начнет ли Китай там свою СВО? Надеюсь, что нет, но все покажет ближайшее время.
Остров Тайвань занимает площадь 36 000 кв. км, в 160 километрах от материка. Его протяженность с севера на юг 395 км, ширина с запада на восток 145 км. Тайвань отделен от Китая заливом Формоза. Остров омывается Тихим океаном, Филиппинским морем, Восточно-Китайским морем и Южно-Китайским морем.
КИТАЙ, ТАЙВАНЬ, СССР…
- Итак, по сути дела, американцы фактически признали отделение Тайваня от КНР...
- Да, и не случайно они составили Сан-Францисский мирный договор 1951 года по итогам Второй мировой войны таким образом, что Япония теряла права на остров, но Китай их не приобретал.
США долгое время не признавали Китайскую Народную Республику (КНР), а поддерживали дипотношения с Китайской Республикой (Тайванем). Дескать, это и есть единственное законное правительство Китая во главе с Чан Кайши. В 1954 году на фоне резкого обострения военной обстановки в Тайваньском проливе был подписан Китайско-Американский договор о взаимной обороне.
Присутствие вооруженных сил США и помощь в укреплении военного потенциала Китайской Республики непрерывно росли до 1979 года. Именно тогда Вашингтон предал своего клиента ради перетягивания Пекина на сторону Запада. А Китай все это время заявлял о том, что Тайвань - законная и неотъемлемая часть его территории. Россия всегда поддерживала эту позицию.
- Американцы свои дела на Тайване делали не просто так, а с целью создать плацдарм для влияния на Юго-Восточную Азию...
- Поначалу, когда Чан Кайши проиграл гражданскую войну, его даже на время списали в утиль. После того как более миллиона гоминьдановцев переправлялись на остров, в Вашингтоне были даже сомнения: а надо ли предотвращать высадку десанта китайской красной армии?
Но этот остров оставался мусорным ресурсом недолго - до начала Корейской войны в 1950 году. Тогда Тайвань заиграл новыми красками и начал превращаться в «непотопляемый авианосец». И дополнительно с наращиванием американского присутствия там был заключен в 1954 году Договор безопасности. Тайвань превратился в транспортный хаб, склад оружия и боеприпасов.
- А когда произошел разрыв отношений СССР и Гоминьдана?
- Начиная с 1937 года, когда Япония развернула тотальную войну с Китаем, Москва оказывала правительству Китайской Республики во главе с Чан Кайши огромную военную, финансовую и дипломатическую помощь. Достаточно сказать, что в небе Китая сражались 3650 советских пилотов-добровольцев. Среди генералов-советников были будущие маршалы Чуйков, Рыбалко, Жихарев. После разгрома Германии и Японии, в 1945 году правительство СССР заключает с правительством Гоминьдана и Чан Кайши договор о союзе.
Почему мы изменили позицию? С одной стороны, Гоминьдан и Чан Кайши помогли нам во время Отечественной войны, когда оттягивали на себя силы японцев. Токио так и не открыл обещанный Берлину второй фронт против Москвы. С другой стороны, начиналась холодная война и было понятно, что Чан Кайши стал все больше ориентироваться на американцев. А мы поддерживали в гражданской войне (1946-1949) Компартию Китая. Ей были переданы освобожденные нашими войсками территории Маньчжурии, трофейное японское вооружение.
ИГРЫ С СОВРЕМЕННЫМ ТАЙВАНЕМ
- Юрий Вадимович, с начала 1970-х годов США начали свою хитрую игру по сближению с материковым Китаем. Это и повлекло за собой охлаждение в отношениях с Тайванем?
- Да, президент Никсон и его советник Киссинджер съездили в Пекин, пообщались с полуживым Мао Цзэдуном и заложили фундамент будущего сближения. Но только приход к власти Дэн Сяопина и его поездка в США в 1979 году изменили ситуацию. В США стали переходить от стратегии «сдерживания Китая» к стратегии «конструктивного вовлечения в свободный мир».
- А как юридически это оформили?
- Дипломатические отношения Вашингтона с Тайбэем (это столица Тайваня) были разорваны. На смену Договору безопасности 1954 года был принят «Закон об отношениях с Тайванем», который в довольно двусмысленных формулировках определил новые принципы военного сотрудничества и обязательства по обеспечению безопасности. Получилось так, что коварные американцы ушли, чтобы остаться.
- Известно, что долгое время занятый «реформами и открытостью» Китай предпочитал смотреть сквозь пальцы на поставки американских вооружений Тайваню...
- Так и было, но этот сомнительный статус-кво был нарушен в 2018 году. Администрация Трампа перешла к самой настоящей «холодной войне» против Китая. Одновременно начались торговая война, «мобилизация» сепаратистов в Синьцзяне и Гонконге, информационная травля по поводу источников пандемии. Но все это не дало ожидавшегося эффекта. Зато резкая активизация политической поддержки сепаратисткой администрации Тайваня и поставки крупных партий оружия превратились в мощный рычаг воздействия на Китай.
- Да, весь мир видел, как США «дергали китайского тигра за усы».
- Эскалация напряженности достигла пика в августе 2022 года, когда в Тайбэй прибыла Нэнси Пелоси, глава палаты представителей Конгресса США и третье лицо в американской иерархии власти. Во всем мире, да и в самом Китае, ожидали превентивного удара КНР по аналогии со Специальной военной операции России на Украине.
Однако ответ Пекина был дан не в традиции западной цивилизации, где принято не «подставлять вторую щеку» по христианским заветам, а требовать «око за око». Сунь-цзы, автор знаменитого манускрипта «Искусство войны», считал высшим достижением искусного полководца добиться победы без войны. Именно так поступил верховный главнокомандующий вооруженными силами КНР председатель Си Цзиньпин. Он объявил о проведении учений ВВС и ВМС с боевыми стрельбами вокруг Тайваня и на несколько дней устроил блокаду острова. Деловые круги и население Тайваня намек поняли...
ПРЕДАТЕЛЬСТВО США
- Но как все же получилось, что Тайвань перестал быть всемирно признаваемой страной?
- Америка просто предала своего союзника, как это было не раз: Вьетнам, Ирак, Афганистан...
В конце 1978 года были восстановлены дипломатические отношения Китая и США. Дэн Сяопин, ставший руководителем Китая после смерти Мао, встретился с президентом Картером, они договорились о создании всемирного антигегемонистского фронта (под гегемоном, конечно, подразумевался Советский Союз). После этого началась широкая экономическая, политическая, технологическая помощь КНР. Все западные страны как по команде стали устанавливать дипломатические и экономические отношения. Успех «политики реформ и открытости» Дэн Сяопина и его наследников был бы немыслим без поддержки Запада.
Ну а Тайвань оказался на холоде...
- Такое впечатление, что с приходом Си Цзиньпина, когда прозападная ориентация Китая ослабла, США снова стали активно подпитывать Тайвань.
- На момент нормализации отношения США и Китая Тайвань находился в некоем подвешенном состоянии - какие-то страны его признавали, какие-то нет. Но тайваньцы при этом спокойно развивали свою промышленность, торговлю, стали очень мощной экономикой.
Их превращение в «азиатского тигра», экономическое чудо имело, в сущности, простое объяснение. Они реализовали модель сосуществования государственной собственности с частным капиталом при жестком однопартийном режиме. Эту модель затем с успехом применил Дэн Сяопин. Кроме того, предприимчивые капиталисты вовремя поняли перспективы развития электронной промышленности, особенно полупроводников. Итог? Достаточно сказать, что ВВП Тайваня сейчас равен 2/3 ВВП России! При населении 26 миллионов человек ВВП острова в 4 раза больше, чем Украины (775 миллиардов долларов и 200 миллиардов соответственно). Оружие из Америки тайваньцы предпочитают покупать, а не клянчить. Пекин до времени смотрел на все это сквозь пальцы...
- Да, мы возвращаемся к уже затронутой теме осложнения отношений США - Китай, начатого при Трампе.
- В августе прошлого года председатель и главнокомандующий Си Цзиньпин в ответ на американскую провокацию в виде визита спикера палаты представителей Конгресса США на Тайвань, как я уже говорил, фактически учинил блокаду острова. Подвоз сырья и вывоз готовой продукции был приостановлен на 6 суток, что продемонстрировало населению и деловым кругам возможные последствия «независимости» по сценарию США. Можно ли удивляться, что в конце того же года на муниципальных выборах лишь 20% избирателей поддержали правящую партию, которая добивается «независимости» от Поднебесной?
Аналогичного волеизъявления можно ожидать и на президентских выборах в начале 2024 года. Американцы вряд ли успокоятся с розыгрышем тайваньской карты даже в случае ухода сепаратистов от власти. Они, похоже, мечтают разыграть здесь украинский вариант, и внутренняя тайваньская оппозиция уже готова помочь в этом. Но и китайцы способны выложить на стол сильные козыри. Игра продолжается. Стол пока не перевернут. Посмотрим!
КИТАЙ МОЖЕТ УСТРОИТЬ США ТАЙВАНЬ… НА КУБЕ!
В июне текущего года Вашингтон необычайно остро отреагировал на непроверенные сообщения «Уолл-стрит джорнэл» о приобретении там Пекином центра радиоэлектронной разведки. Напомню, что аналогичный советский объект в том же пригороде Гаваны - Лурдесе - эффективно действовал с 1967 до 2001 года, и на нем работали около 1500 наших специалистов.
Опровергнутые и китайцами, и кубинцами сообщения тем не менее привлекли внимание к перспективе появления в 160 километрах от Флориды опорной точки Китая в Западном полушарии. На начальной стадии она может выглядеть как станция радиоэлектронной разведки с несколькими сотнями специалистов. Затем к ним присоединятся другие формирования - уже прошла информация о создании учебной бригады. В перспективе может сложиться целый комплекс сооружений для разведки, а также базирования океанского флота и стратегической авиации.
- Одним из козырей Пекина в ответ на провокации США с Тайванем может стать создание симметричной болевой точки - на Острове свободы. Как бы это не стало вторым Карибским кризисом...
- Время покажет, что из этого получится. Но что ни говори, а военный аспект кубинской стратегии Пекина очень важен с точки зрения превращения КНР в глобальную державу. Уже созданы «точки опоры» в Африке (Джибути), Юго-Восточной Азии (Камбоджа), бассейне Индийского океана (Гвадар в Пакистане и Хамбантота на Цейлоне). По мере строительства новых авианосцев и расширения зоны ответственности океанского флота ценность и число таких точек будет возрастать.
- Но Китай ведь предпочитает действовать в основном мягкой экономический силой...
- Да, военный аспект не противоречит перспективам использования острова как плацдарма распространения китайского экономического влияния. В качестве компенсации за предоставление своей территории Гавана может получить щедрые субсидии не только на удовлетворение текущих нужд экономики. Сравнительно небольшие на фоне расходов на инициативу «Пояс и путь» инвестиции способны дать второе дыхание козырным отраслям народного хозяйства: фармацевтике, туризму, тропическому сельскому хозяйству. Размещение инновационных исследовательских центров и предприятий, выход на необъятный китайский рынок качественно изменит социально-экономическую обстановку.
- И здесь китайцы тоже будут зеркалить американскую политику на Тайване?
- Опыт Тайваня демонстрирует эффективность правильного выбора одной-двух востребованных сфер промышленности для подключения к глобальным производственно-сбытовым цепочкам. Довольно высокий уровень высшего и специального образования на Острове свободы позволяет быстро наладить самые передовые предприятия. Как и в случае с Тайванем, вывоз лекарств, чипов и другой продукции с высокой добавленной стоимостью даже самолетами будет экономически оправдан.
Еще важнее будет превращение Кубы в витрину эффективности социализма с китайской спецификой. Там уже есть два из трех важных компонентов китайской модели - социалистический плановый сектор и стабильная правящая партия.
- Прямо чуть ли не идеальные условия для «кубинского экономического чуда»!
- Ну пока что не хватает мощного частного сектора, который дает КНР около 60% ВВП. Однако ростки частной инициативы можно укрепить не только стимулирующими мерами самих кубинских властей, но также за счет налаживания связей с частными компаниями из Поднебесной, из Гонконга и Макао. Социализм с кубинской спецификой в случае успеха станет стимулом для движения по китайскому пути развития не только для Венесуэлы и Никарагуа, но и других стран Латинской Америки, которые ищут путь ускоренного развития и обретение подлинного суверенитета.
Фото: М. Джапаридзе/ТАСС,
В. Драчев/ТАСС, ZUMA/ТАСС,
LEGION-MEDIA