Здесь все по-особому, с подтекстом, со вторым, третьим и т. д. смыслом. И общаться надо вдумчиво и аккуратно. Даже если тебе клянутся в вечной дружбе.
Визит премьера М. Мишустина в Китай в наших официальных СМИ преподносился чуть ли не как стратегический успех. Однако, по отзывам наблюдателей, картина была несколько иная.
Визит продлился меньше запланированного, а на переговоры с китайским лидером Си Цзиньпином отвели Мишустину всего лишь один час. Помимо Мишустина, в Китай прилетели четыре российских вице-премьера, министры и представители крупного бизнеса. Предполагалось, это значительно поднимет уровень первого российско-китайского бизнес-форума в Шанхае. Но, несмотря на представительность российской делегации, первые лица китайского правительства и руководители крупнейших компаний отказались от встречи с российскими чиновниками и главами госкорпораций. Китайский коллега Мишустина, премьер Государственного совета Китайской Народной Республики Ли Цян, не принял участия в российско-китайском форуме и прислал своего зама, вице-премьера Хэ Лифэна, который и зачитал приветственный доклад.
По мнению наблюдателей, причиной столь холодного приема стали санкции, которые были наложены Западом на российского премьера и ряд российских чиновников. Организаторы уверяли, что с радостью приняли бы российскую делегацию в более теплой атмосфере, но высокопоставленные китайские чиновники и промышленники сегодня очень боятся санкций. Странная, однако, у них дружба!
Подобное отношение китайской стороны к прибывшим россиянам демонстрирует, как Пекин расставил приоритеты. Очевидно, что связь с Западом для Китая сегодня куда важнее, чем отношения с Россией.
Эксперты обратили внимание, что если Мишустин со своей стороны бодро заявил, что отношения Москвы и Пекина находятся на беспрецедентно высоком уровне, почти 70% трансграничных расчетов РФ и КНР осуществляются в юанях и рублях и по итогам года товарооборот превысит 200 млрд долларов, то китайский лидер Си Цзиньпин был более сдержан. «Мы готовы вместе с РФ продолжать твердо поддерживать друг друга в вопросах, которые касаются коренных интересов обеих сторон», - сказал Си Цзиньпин. Именно «коренных интересов». А эти интересы могут оказаться принципиально разными. Что тогда?
После визита не связанные с правительством отраслевые специалисты пришли к выводу, что замена импортозамещения на «китайзамещение» привела лишь к зависимости России от Поднебесной. И возникают крамольные мысли, что пора бы в конце концов самим начать налаживать производство, а не ждать помощи от «стратегических» союзников.
Итоги российско-китайского форума в Шанхае эксперты оценивают по-разному. Одни указывают, что никаких конкретных планов по развитию бизнес-отношений на полях форума и в ходе переговоров не прозвучало.
Однако директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Маслов утверждает, что после визита Си Цзиньпина в Москву проекты возобновились и многие бизнесмены увидели в этом визите знак, что надо расширять отношения. Хотя это чисто пропагандистские формулировки.
«Оптимист» А. Маслов утверждает, что от подобного рода визитов вообще глупо ожидать чего-то более значительного. В конце концов, главная задача визита Мишустина - подать нужные сигналы. Что он, собственно, и сделал. Но вот приняли ли их и какой последует ответ?
Осенью прошлого года появились сообщения, что Россия существенным образом нарастила экспорт электроэнергии в Китай, который по итогам года может достигнуть рекордных значений. Кремлевские политологи уверяют, что поддержку китайской экономике могут оказать российские энергоресурсы. По-своему они правы, но вызывает удивление, что уже давно Россия экспортирует в Китай электроэнергию вдвое дешевле, чем платят за нее российские потребители. Об этом заявлял в свое время еще министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев: дескать, Китаю электроэнергия доставалась по 1 рублю 50 копеек за киловатт-час, российским регионам она обходилась в 3-4 рубля. И в последние годы, похоже, ничего принципиально не изменилось.
В 2022 году из-за санкций Запада у России оказался заблокирован экспорт 50 млн тонн зерна, невостребованных на отечественном рынке, из рекордного урожая в 150 млн тонн. Но Китай не торопится их покупать даже по льготным ценам. И при этом крупнейшими поставщиками пшеницы в Китай стали недружественные Австралия и Канада, на которые пришлись 59,7% и 18,3% поставок соответственно. Так в Поднебесной торгуют с друзьями.
Особо стоит обратить внимание на едва ли не самый стратегический китайский проект - концепцию «Шелкового ветра». Речь о глобальном замысле китайцев «Один пояс - один путь», состоящем из железнодорожных, автомобильных и морских путей. Их задача сформировать транспортный коридор из Китая на Ближний Восток и в Европу. РФ могла бы получить от участия в этом проекте серьезные прибыли. Но «Шелковый ветер» задул мимо России: из Шанхая в Урумчи, оттуда в Достык, далее через прикаспийский Актау в Тбилиси, а конечная точка - Стамбул. Потом проложили маршрут чуть южнее: минуя Каспий, через Киргизию, Узбекистан и Туркмению в Иран, а оттуда в Турцию. То есть по регионам, где высоки геополитические риски. Но снова в обход России!
Знатоки уверяют, что в китайских элитах преобладает мнение, что окончательный поворот России на Восток пока невозможен: в российском обществе нет такого консенсуса, многие рвутся на Запад. Дескать, все эти годы Китай для России был в роли «запасной невесты». Возможно, поэтому в Поднебесной не слишком верят в стратегическое партнерство и лишь обозначают его. Вывод: Восток действительно дело тонкое.
Григорий Алексеев.
Фото: EAST NEWS/AFP