Их разрушение, а это и есть главная цель «оппозиции», станет необратимой катастрофой для России и Белоруссии.
ОТ СМЕТАНЫ ДО РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
В технологической и сбытовой кооперации сегодня участвуют свыше половины белорусских производственных мощностей и около 25% российских. Стремиться уничтожить эти связи могут только люди, лишенные элементарных умственных способностей, или откровенные враги, стремящиеся разрушить оба наших государства.
Российский рынок является главным импортером разнообразных видов сельхозсырья и готового продовольствия из Беларуси. В Россию поступает до 70% объема белорусского экспорта свинины, говядины и продукции птицеводства, до 85% экспорта мясопродуктов, до 80% поставок молочной продукции, 80% сливочного масла, до 75% овощей, фруктов, ягод и продуктов их переработки.
Белорусская доля в обеспечении российского спроса на эти товары вовсе не символическая: от 8 до 15%. В российском оборонном секторе она не меньше 15%, а в производстве двигателей и тягачей для ракет - 20%.
Плюс к тому белорусское тяжелое и сельскохозяйственное машиностроение - МАЗ, БЕЛАЗ, тракторы и комбайны «Беларусь», «Гомсельмаш» реализуются более чем на 65% опять же в России. И не только ввиду союзнических взаимоотношений Москвы и Минска: российский спрос на эту технику обеспечивается своим производством наполовину, закупка же аналогов из дальнего зарубежья обходится в разы дороже.
ЦЕНА, ВЫГОДНАЯ ПОКУПАТЕЛЮ
Немаловажный фактор привлекательности белорусских товаров - их цены. Они, как правило, на 15, а то и 20% дешевле российских аналогов. Наши производители вынуждены сдерживать рост цен на свою продукцию, оттого и возникают в РФ периодические «наезды» на различные белорусские товары под разными предлогами.
Корень таких споров в том, что белорусское государство масштабно поддерживает - в отличие от России - практически все отрасли экономики. Совокупный объем прямых и косвенных государственных субсидий в расчете на условную единицу готовой продукции в 2,5-3,5 раза выше, чем в РФ.
ЗАПАДУ БЕЛАРУСЬ НЕ НУЖНА
Рынки Европы для белорусских товаров фактически закрыты по понятным причинам. И несмотря на эффектные «авансы», расточаемые европейскими политиками «оппозиции», о свободном доступе белорусской продукции в Варшаву и Вильнюс они не говорят ни слова.
Мы с вами знаем: испокон веков Запад покупал у СССР и постсоветских стран, включая РФ, только промышленное и энергетическое сырье. Но в объеме белорусского экспорта сырьевая продукция занимает не более 20%, торговать особо нечем. Так что Минску, можно сказать, будет практически невозможно переориентировать свой экспорт в Европу…
КАЛИНИНГРАДСКИЙ КОРИДОР: БЕЛАРУСЬ НЕЗАМЕНИМА
Сегодня доля транзита через Беларусь в объеме внешнеторговых перевозок России в Европу превышает 25%. А железнодорожное и автомобильное сообщение Калининградской области с другими регионами России по кратчайшему маршруту и с наименьшими расходами возможно только по белорусско-литовскому коридору.
В Беларуси с середины 1990-х - минимальные расценки для России и других стран бывшего СССР по всем видам транспорта и по всем грузам. То же и в пассажирских перевозках. Беларусь уже не первый год сдерживает взвинчивание Литвой калининградских транзитных тарифов. Ибо для сохранения их приемлемого уровня растет белорусский внешнеторговый транзит через порты Литвы, периодически снижаются тарифы для литовского внешнеторгового транзита. А взамен Вильнюс идет на транзитные льготы для Калининграда. Разумеется, такой бартер выгоден России.
Антон Балиев.
Фото: ADOBE STOCK