Инцидент с утечкой радиоактивного рутения-106 многие мировые СМИ, в том числе и наши, поспешили приписать российскому НПО «Маяк». «Мир Новостей» разбирался в ситуации.
Поначалу эта новость не вызвала особого интереса у специалистов: подобных инцидентов за год в мире наберется несколько десятков. По Международной шкале ядерных событий (INES) ее можно с натяжкой отнести ко второму уровню опасности (серьезный инцидент), при котором выброс радиации пренебрежительно мал. Для сравнения: чернобыльская авария тянет на седьмой уровень.
Но когда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков развел руками: «Мы пока не располагаем информацией ни от одного нашего ведомства о каких-либо причинах, об аварийных ситуациях, которые могли бы привести к подобному выбросу», - всем стало интересно.
Виданное ли дело? Кремль запросил все ведомства о каких-либо причинах утечки изотопа и не смог получить сколь-нибудь внятного ответа.
НАСТОЯЩИЙ ДЕТЕКТИВ
Напомним, что 3 октября Федеральный центр Германии по радиационной защите сообщил о зафиксированном повышении уровня изотопа рутений-106 в атмосфере ряда европейских стран. Версию аварии на АЭС германские атомщики исключили сразу же: в этом случае изотоп был бы не одинок, а в солидной компании плутония, цезия и прочих радиоактивных элементов.
Затем французский Институт радиационной защиты и ядерной безопасности (IRSN) определил, что «наиболее вероятная зона выброса находится между Волгой и Уралом».
Росатом в пресс-релизе так очертил круг возможных утечек: «Рутений-106 не существует в природе, его получают для использования в медицине, а также для радиоизотопных источников энергии (автономные энергоисточники для морских навигационных маяков или для малых искусственных спутников Земли). То есть его появление в атмосфере можно объяснить только техногенной природой».
Однако категорически отрицал взаимосвязь появления рутения-106 и деятельности российских предприятий атомной отрасли, что «подтверждено всеми необходимыми внешними и внутренними проверками».
Тогда предположили космическое происхождение изотопа. Но эксперты МАГАТЭ исключили версию падения спутника как источника утечки изотопа рутений-106.
Еще одна правдоподобная версия была озвучена заведующим лабораторией радиоизотопного комплекса Института ядерных исследований РАН Борисом Жуйковым, который предположил, что рутений-106 мог попасть в атмосферу из-за несоблюдения технологии переработки ядерных отходов.
ЗАГАДКА ВЕКА
Но никто не дал ответа на ключевой вопрос: откуда взяться чистому рутению в таком количестве?
- Загадка века... - недоумевает в беседе с корреспондентом «МН» советник генерального директора Росатома, доктор технических наук Владимир Асмолов. - Я посчитал, сколько его ежегодно производит Россия в медицинских целях, и выяснил, что его нельзя накопить в таком большом количестве, потому что период полураспада - год. Необходимого для такого выброса количества рутения в нашей стране попросту нет.
Второй важный момент - место, где произошла утечка изотопа. Скрыть такую аварию практически невозможно! При этом специалисты Ростехнадзора никаких следов ЧП на НПО «Маяк» не нашли. По их данным, в августе - октябре концентрация изотопа рутений-106 на территории предприятия не превышала допустимых уровней, то есть эпицентр радиационного заражения находился не там.
- Я звонил главному инженеру НПО «Маяк» и в частной беседе спрашивал, какие у него версии произошедшего, - рассказывает Владимир Асмолов. - Но все возможные варианты, которые мы перебрали, имеют вероятность десять в минус шестой степени. Это примерно как если бы на голову человека упал метеорит в Челябинске.
Существует большой соблазн обвинить высокое руководство в сокрытии фактов. Но урок 2007 года, когда аварийная остановка второго энергоблока Балаковской АЭС спровоцировала «йодную» панику среди жителей сразу нескольких российских регионов, в Росатоме помнят хорошо.
Неспособность оперативно ответить на вопрос, откуда рутений, приведет к большим репутационным потерям и возникновению панических слухов.
ДЕЛО ПРИНЦИПА
- Где-то должен быть ярко выраженный эпицентр, а его нет, - говорит Владимир Асмолов. - Почему самая высокая концентрация рутения зафиксирована в Румынии? Данные у нас неполные, потому что не все страны имеют оборудование, способное обнаружить рутений.
На сегодняшний день простых объяснений не существует. Все надежды - на межведомственную комиссию, координатором которой стал Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН. Сейчас она работает на НПО «Маяк». Подобные расследования - дело не быстрое, дай бог, к весне управятся. Но установить причину загадочной утечки - дело принципа.
Вячеслав Степовой.