Австралия напугана участившимися сообщениями о жертвах с виду безобидного крупного кустарника, называемого гимпи-гимпи, или жалящим деревом.

У него красивые резные листья. Но все они, стебли и плоды покрыты очень ломкими волосками, насыщенными сильнейшим нейротоксином, при малейшем прикосновении они вонзаются в кожу. Гимпи-гимпи распространился и в тропиках Индонезии, захватывая все свободные места на обочинах дорог и возле водостоков. Растение приводит к чудовищному химическому ожогу, значительно более ощутимому, чем у нашего непобедимого борщевика.
Австралийцев предупредили не приближаться к этим кустарникам, волоски даже полностью высохших листьев продолжают сохранять действенность яда. Они уносятся в воздух и поражают дыхательные пути. До сих пор ученые исследуют сложную структуру веществ, которые вызывают столь чудовищную боль, словно вас обожгли кислотой и одновременно ударили электрошокером. С ней не сравнится даже укус змеи.
Исследователь-зоолог доктор Марина Херли рассказывает, что при осмотре кустарника она случайно уронила одну из перчаток, которая упала на сухие листья гимпи-гимпи. Когда она подбирала перчатку, яд из уже отпадавших волосков попал на нее, и впервые в жизни она ощутила такую невообразимую боль. Четыре часа в госпитале врачи пытались облегчить ее состояние. И эта боль может преследовать человека более шести месяцев, а то и год. В яде содержится невероятный коктейль из очень стойких токсинов. Сухие листья даже через десять лет могут вызвать ожог.
Были случаи, когда боль не могли унять никакие лекарства, и люди кончали жизнь самоубийством. Власти Австралии просят население всегда одевать надежную обувь при походе в джунгли. У местных животных в ходе эволюции выработалась невосприимчивость к этому яду, но лошадей и собак он убивает. Волоски такие крохотные, что уходят глубоко в кожу, от них трудно избавиться даже с помощью средств депиляции. Все многочисленные методы лечения оказались неэффективными.
Сотрудник службы охраны природы Эрни Райдер рассказал, что яд гимпи-гимпи вызвал у него такую боль, что он не мог ни работать, ни спать. Боль не утихала больше двух недель, и в течение двух лет, когда он становился под холодный душ, возникало сильное жжение.
Николай Иванов.
Фото: WIKIPEDIA