В конце прошлого года власти Шотландии презентовали так называемую Белую книгу - 670-страничный документ, в котором обосновывается необходимость выхода из состава Великобритании.
Шотландцам предстоит определить свою дальнейшую судьбу 18 сентября 2014 г. Если независимости на референдуме скажут «да», начнется процедура «развода» с англичанами, которая завершится 24 марта 2016 г. Что ж, Шотландия имеет моральное и историческое право на суверенитет - ее государственность насчитывает более тысячи лет, объединение с Англией решением двух парламентов произошло лишь в 1707 г. По иронии судьбы соседями по острову оказались народы, совершенно непохожие друг на друга. Родной язык шотландцев - гэльский - похож на английский примерно как русский на японский. Национальный характер, традиции, праздники у этих народов разные. Если назовете шотландца англичанином, смертельно его оскорбите. Главный аргумент сторонников суверенитета - хорошее экономическое здоровье страны. По словам лидера Шотландской национальной партии, первого министра Шотландии Алекса Сэлмонда, на протяжении последних 32 лет Шотландия вносила больше налогов в казначейство Соединенного Королевства, чем другие регионы страны. Если она станет независимой, займет 8-е место по размерам ВВП и 10-е по доходу на душу населения среди развитых стран. У Шотландии не только развитая экономика, но и богатые природные ресурсы. Прежде всего газовые месторождения Северного моря. Экспорт энергоносителей, прославленного виски, наукоемких технологий и туризм - вот те «киты», на которых вполне возможно выстроить здание независимого шотландского государства. Однако так считают далеко не все шотландцы. Согласно опросам, 55-65% жителей региона хотели бы жить в Великобритании, а не в независимой Шотландии. Не готовы потомки Бернса и Скотта распрощаться и с фунтом стерлингов, поэтому «Белая книга» обещает им сохранение общей валюты.
Ну а что же Лондон? Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон пообещал принять выбор шотландцев. Однако это не значит, что он в восторге от планов Сэлмонда со товарищи. Кэмерон заявил, что его страна будет «очень, очень огорчена», если Шотландия получит независимость: «Вместе мы лучше, вместе мы сильнее, вместе мы честнее, вместе мы богаче». Тем не менее 43% англичан выступают за отделение Шотландии. Зачем, мол, бесконечно кормить этот неблагодарный край (из Лондона ежегодно в Шотландию поступает 10 млрд фунтов стерлингов субсидий). Но, как говорится, не хлебом единым... Для многих шотландцев главное - восстановление исторической справедливости. «Сейчас я больше, чем когда-либо, верю, что Шотландия находится на расстоянии вытянутой руки от обретения независимости и равноправия. Я убежден, что это случится на моем веку», - слова знаменитого Шона Коннери, шотландца по национальности. Что ж, ждать судьбоносного выбора осталось недолго.