АРКТИКА КРЫЛАТЫХ РАКЕТ
В последнее время интерес к Арктике растет во всем мире - США уже заявили об увеличении своего военного присутствия в регионе. И Шойгу дано поручение вернуть в Арктику российские Вооруженные силы.
Во что обойдется России борьба за ледяной регион?
«В советские времена был там достаточно серьезный военный контингент, - говорит первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Федоряк. - Наши войска защищали СССР от воздушного нападения противника - все трассы стратегических бомбардировщиков США были проложены через Северный полюс».
До сих пор пуски крылатых ракет, которые «простреливают территорию России на всю глубину», могут осуществляться только с арктической территории. Поэтому теоретически необходимо развертывать военную группировку, чтобы уничтожать вражеские ракеты «на подходе».
Тем не менее уходить из Арктики наши военные начали даже не в 1990-е, а еще в 1980-е годы - содержание военного контингента в условиях арктического климата стоило очень дорого. Сегодня деньги на возвращение в Арктику понадобятся не просто большие, а очень большие.
Однако известно, что всю инфраструктуру придется воссоздавать заново - заброшенные советские базы пришли в негодность.
Военные эксперты успокаивают: тратиться на большой военный контингент не понадобится. Специфика Арктики такова, что там невозможно задействовать крупные военные соединения. Зато Шойгу силами Минобороны сможет восстановить инфраструктуру, которую предполагается использовать в том числе и в мирных целях, - например, арктические аэродромы позарез нужны МЧС, пограничникам, метеорологам.
А там, глядишь, кончатся у России убытки и начнется прибыль: к примеру, Россия со своим ледокольным флотом могла бы обеспечить морской путь через Арктику для стран Юго-Восточной Азии и на этом неплохо заработать.
«Судьба судов в Арктике без поддержки ледовой разведки немыслима. История многострадального «Академика Шокальского» тому подтверждение», - напоминает вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. По его мнению, России надо не просто развивать в Арктике ледокольный флот, но и создавать там целую сеть аэродромов и даже железнодорожную сеть.
ПОЧЕМУ ИМЕННО 2014-Й?
Потому что в этом году РФ должна подать доработанную заявку в Комиссию ООН по вопросам континентального шельфа.
«Мы уже в 2001 году подали заявку, по сути, на весь бывший советский арктический сектор, - говорит ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. - В 2002 году заявку отправили на доработку. А что случится, если и теперь наша заявка будет отвергнута, скажем, из-за противодействия США и Канады? Я думаю, один из возможных результатов - самостоятельное провозглашение суверенитета России над бывшим арктическим советским сектором».
Для отстаивания этого «самостоятельно провозглашенного суверенитета» и отправляется в холодные края Шойгу со своими войсками.
Потому что, как только мы провозгласим свой суверенитет, у нас возникнут определенные трения с другими арктическими государствами, которые могут иметь между собой какие угодно противоречия, но они все члены одного общего военного и политического союза - НАТО.
Трений по Арктике у России и без того вагон и маленькая тележка. Один из больных вопросов - статус Северного морского пути. «Мы его объявили вначале национальным достоянием СССР, затем в 1965 году Верховный Совет принял постановление о закрытии ряда портов Северного морского пути для других государств. Многие страны активно оспаривают это решение. Например Швеция при поддержке, естественно, США», - продолжает Алексей Фененко. Словом, немало стран уверены в том, что Россия присвоила себе эксклюзивные права на Северный морской путь незаконно.
КАК РОССИЯ «КУПИЛА» НОРВЕГИЮ
В преддверии подачи повторной заявки в России поняли, что договориться с США и Канадой, скорее всего, не удастся. Но российские дипломаты решили «купить» Норвегию и таким образом внести раскол в НАТО.
И вот 15 сентября 2010 г. был подписан скандальный «мурманский договор» между Российской Федерацией и Королевством Норвегия «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». По этому договору передан Норвегии сектор Баренцева моря с богатейшими биоресурсами и полезными ископаемыми.
В письме тогдашнему президенту Медведеву ведущие российские академики просили его подумать - ведь экономические потери России в сфере северного морского рыболовства даже по самым скромным прикидкам составляют 300 тыс. тонн рыбы в год стоимостью не менее 15 млрд рублей.
Но президенту Медведеву не было дела до каких-то там академиков!
Это обывателю казалось, что Россия «мурманским договором» сдала часть своих позиций в Арктике. «На самом деле это была попытка купить Норвегию в будущем споре за признание за Россией советского арктического сектора, - считает Алексей Фененко. - Смысл - отдать малое ради большого».
Вот только принятое в России панибратство по принципу «ты мне машинку - я тебе зайку» в международных форматах не сработало. Норвегия, заполучив часть Шпицбергена, показала России жирную фигу. И теперь по-прежнему поддерживает в ключевых вопросах по Арктике не Россию, а США! А как иначе? Какое же государство будет поддерживать Россию, разбазаривающую свои территории направо и налево?
А розданные территории, добытые, кстати, по большей части в кровопролитных войнах, не вернуть уже никогда.
Еще одна проблема России - Финляндия. У нас и здесь есть серьезные исторические противоречия. Когда-то Финляндия тоже была арктическим государством, пока в 1944 году в рамках военных соглашений не передала СССР порт Петсамо.
«Финляндией это не было забыто, хотя официально этот вопрос пока не поднимается, - говорит Алексей Фененко. - При этом заметно, что Финляндия все больше участвует в общескандинавских инициативах. Пример того - создание общескандинавских сил быстрого реагирования. И хотя с военной точки зрения значение этих сил пока ничтожно, тем не менее это важно для нас политически. Это означает отход Финляндии от политики нейтралитета».
То есть геополитические противоречия всплывают перед Россией то тут, то там. Уже США и со Швецией проводят совместные военные учения, а ведь Швеция совсем недавно тоже была нейтральным государством. Теперь - не нейтральное.
Территориальные претензии к России вынашивают даже США. «Напомню, что у нас граница с США зафиксирована в 1867 году после продажи Аляски, - говорит Алексей Фененко. - Граница проходит через Берингов пролив и теряется в океане. Причем шельфовые зоны Берингова моря не поделены до сих пор».
Не ясен и еще один момент - в 1934 году СССР разделил Чукотское море на две части: на Восточно-Сибирское и собственно Чукотское, провозгласив Восточно-Сибирское море своим внутренним морем. Американцы этот шаг до сих пор не признали.
«Точно так же есть проблема с архипелагом Де-Лонга. Кто открыл? Открыли-то его американцы. И здесь тоже возможны силовые трения и демонстрации», - предполагает Алексей Фененко.
Вот только чем закончатся для России эти трения?
«У нас нет ни одного военного корабля, который может осуществлять военные действия в ледовой обстановке, - констатирует Николай Федоряк. - У США и Канады есть такие корабли, даже маленькая Дания уже второй корабль спускает. Давайте посмотрим на наши войска и войска НАТО. Если плюс ко всему наступит потепление, войдут авианосцы, подводные лодки, и не только США, но и Англии».
И что может противопоставить всем им Шойгу?
ИЗ АРКТИКИ ВЫГОНЯТ НАШИ ЛЕДОКОЛЫ?
Генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев указывает еще на одну проблему - Россия впадает в технологическую отсталость.
Страны Арктического совета ведут активную работу над полярным кодексом, который должен определить правила и нормы судоходства во всех полярных регионах. То есть коснутся новые правила и Северного морского пути.
«Страны Арктического совета проповедуют идею сохранения биоразнообразия и экологической чистоты Арктического региона, - говорит Сергей Гриняев. - К чему это может привести? К тому, что мировым сообществом будут приняты жесткие нормы по судоходству по данному региону. В результате такой «зеленый листочек», символизирующий чистоту технологий, получат суда, строящиеся в Норвегии, Сингапуре и Южной Корее».
Не исключено, что скоро Россия уже не сможет заходить в свои же собственные воды на своих же ледоколах. Таким образом мы потеряем свое основное преимущество, ведь Россия до сих пор лидер по части ледокольного флота: у нас 10 ледоколов, из них шесть - атомных. У США всего четыре ледокола, у Китая - два. Без нашей ледовой поддержки Северный морской путь никто эксплуатировать не сможет, уверены оптимисты.
И БЮДЖЕТ НЕ БЕЗГРАНИЧЕН
Не обладает Россия и технологиями для глубоководного бурения в арктических водах. Хотя этими технологиями обладают Норвегия, Канада и другие государства. И бюджет у нас не безграничен.
Отечественные геополитики настаивают: американцы сделали глубоководный аппарат и исследуют Арктику, чтобы выдвинуть претензии на российские территории.
Так чем же все-таки ответит Россия? «У нас очень тяжелое положение по гидрографии и картографии. Нужно будет разведывать все заново, переносить в другие места старые строения. Нужны огромные деньги. Кто их будет вкладывать?» - спрашивает заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, эксперт РСМД Андрей Загорский.
У нас нет даже современных карт Арктики! Деньги, которые выделялись на геодезию и картографию, разворованы. Вот что говорит директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин: «На сегодня наша служба геодезии и картографии разгромлена абсолютно. Она практически отсутствует, там нет профессионалов среди руководителей. Ее сотрясают постоянные коррупционные скандалы. Гражданской службы нет, а военная была ослаблена в расчете на то, что многие задачи будут решаться гражданской службой».
Вот и получается, что искать врагов РФ для начала нужно не в Арктике, а в другом месте...
Аделаида Сигида
Фото РИА «НОВОСТИ»