Как Сирия оказалась лидером международных новостей? На вопросы «МН» отвечает политический эксперт, уроженец Сирии Али Салим Асад. Сразу отметим, что родственником президента Башара Асада он не является.
- Недавно Барак Обама подписал указ о поддержке сирийских повстанцев с воздуха. Что такого сделала Сирия американцам, чтобы так ее ненавидеть?
- Сирия сама себя кормила, производила 95 процентов ингредиентов и субстантов для медицинских препаратов. Сирия не брала в долг. Этот вариант Америке не нравился. «Немцы Востока» - так американцы назвали Сирию. Эта страна стала представлять для нее опасность своей независимостью, благополучием, хотя и богатой страной не была. В ходе войны уничтожена почти вся инфраструктура Сирии, создаваемая годами. Недавно уничтожена крупная электростанция. Сирия потеряла 50 процентов населения, это больше 13 млн человек, потеряла кадры, которые непросто вырастить.
- Что представляет собой так называемая оппозиция?
- Следует отсекать нормальную оппозицию, которая хочет изменений и настроена на общение, от радикальной, представители которой берут в руки оружие.
Есть умеренная оппозиция, которая участвует в обсуждении развития страны, и вооруженная непримиримая оппозиция, лозунги которой «Смерть режиму», «Алавитов в могилы, христиан в Бейрут». Последняя наотрез отказывается от диалога с властью. Наиболее радикальные ее лидеры вроде того же шейха Арура открыто выступают за то, чтобы «бросить алавитов в мясорубку, а мясо скормить собакам», сидят в Саудовской Аравии и действуют в тесной связи с западными спецслужбами. И это не пустые слова: в Хаме они зверски казнили людей только потому, что они каким-то образом принадлежали к представителям власти или просто являлись алавитами. Причем среди этих исламистов не только одни «Братья-мусульмане». Есть еще более радикальные группировки вроде представителей ливанского «аль-Харири».
- По официальным сводкам, законный лидер Сирии Башар Асад и его сторонники контролируют от 15 до 20 процентов территории того процветающего в прошлом государства, которое пока еще состоит в ООН. Это очень мало.
- Сам режим себя исчерпал. Когда в стране нет места для гражданского общества, появляется место для экстремизма. Сегодня Сирия стала страной, на территории которой разные державы выясняют отношения. Если бы не США и Турция, никакого ИГИЛ не было бы.
- Противники Башара Асада утверждают, что алавиты захватили в свои руки основные позиции во власти и бизнесе. Насколько это верно?
- Жившие в основном в нищих горных районах алавиты, которые не могли заниматься земледелием, торговлей, шли в армию. Тогда как суннитов традиционно было много среди торговцев, поскольку это считалось наиболее прибыльным делом, и в армию они не стремились, передавая по наследству свои торговые дела от отца к сыну. Таким образом, они сами создали предпосылки для того, чтобы власть досталась алавитам.
Причем уже тогда, когда Сирия получила независимость от французов, алавиты, две трети которых на тот момент были безграмотными, в буквальном смысле кинулись получать образование. Это был единственный способ выйти из того состояния нищеты, в котором они пребывали тогда. Ведь после достижения независимости государство дало возможность бесплатно учиться. У большинства суннитов такой тяги к знаниям не было, поскольку они получали начальное религиозное образование в медресе и этого для них было достаточно, скажем, для ведения торговли. Поэтому сунниты в основной своей массе не стремились получать светское образование.
И даже сейчас большинство бизнесменов являются суннитами, а алавиты доминируют среди офицеров. Но не надо думать, что между алавитами и суннитами существует какая-то серьезная вражда и что первые доминируют над последними. В данном случае можно говорить о союзе власти и бизнеса. Достаточно сказать, что даже во власти до сих пор очень много суннитов, причем на самых высших постах, включая глав минобороны и правительства. Так, военное ведомство 30 лет возглавлял Мустафа Тлаас, а сегодня этот пост занимает христианин Дауд Рашха. Занятие той или иной должности определяется не религией, а степенью лояльности.
Елена Половцева
Фото REX/FOTODOM
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
- Почему исламисты-сунниты питают к алавитам такую ненависть?
- Все уходит корнями в историю. После того как монголы захватили Багдад, среди арабов наблюдался всплеск радикальных идей, они стремились искоренить всех, кто был не с ними. К тому же алавиты раздражали представителей традиционного ислама своими многочисленными от него отступлениями. И в результате такой деятель, как Ибн Таймийя, произнес фетву о том, что «алавиты хуже неверных».
В тех районах, которые в 1615 году захватили османы, алавиты стали людьми второго сорта. Их вытеснили с плодородных земель в почти бесплодные горы, но и после этого против них не прекращались репрессии. Османские религиозные деятели то и дело издавали направленные против алавитов фетвы.
Когда в 1918 году британские войска вторглись в Левант, алавиты воевали в союзе с ними против турок и немцев. В благодарность за это Антанта решила выделить из состава Сирии особое Алавитское государство, но местные вожди этого не желали и хотели жить в составе единой страны.
Не последнюю роль в разжигании ненависти сыграли как раз французы, которые сегодня пытаются выступить этакими поборниками справедливости и демократии. Напомню, что когда они пришли в Сирию в 1918 году на смену турецкому владычеству, то вскоре начали делить феодальные земли, принадлежавшие в основном суннитам, христианам, и заигрывали с алавитами по поводу марионеточной независимости.
Когда к власти пришел «Баас», он перераспределил эти земли. Все это вызывало у части суннитского населения раздражение, хотя по факту выглядело справедливо, поскольку земли все же передавались крестьянам, а не богачам.
Это послужило достаточным основанием для того, чтобы, казалось бы, забытые слова Ибн Таймийи суннитские радикалы, в том числе «Братья-мусульмане» и ваххабиты, вспомнили в 1970-е годы, при предыдущем сирийском президенте Хафезе Асаде. Целью всего этого было разжечь межконфессиональную ненависть в борьбе против шиитов.
Кстати, даже сейчас многие алавиты живут не в больших городах, где преобладают сунниты, а в деревнях в горной и приморской местности.