«С такими друзьями и враги не нужны». Слова эти приписывают некоему американскому писателю, но какая разница, кто первым это сказал.
Газета Financial Times написала, что Турция попросила у Газпрома серьезные скидки на российский газ, да еще и отсрочку платежей. То есть продайте нам подешевле, а деньги мы вам потом как-нибудь отдадим. Точнее, об этом в интервью рассказал турецкий министр финансов и казначейства Нуреддин Небати, и сам факт такой публичной откровенности примечателен.
Так без стеснения «рекламируют» свои требования криминальные кланы, намеренные подмять под себя чужой бизнес. По нынешним временам такая линия поведения для Анкары очень удобна. С одной стороны, это демонстрирует для США и Европы не слишком дружественные отношения Эрдогана с Россией. С другой - на фоне сокращения у Газпрома рынков сбыта дает возможность Турции «деньжат срубить по-легкому».
В Financial Times министр особо подчеркнул, что Турция покупает у России «огромное количество» газа и поэтому, как солидный партнер, ожидает положительного решения по обоим вопросам.
«У Турции переговорные позиции очень сильные, поэтому она действительно может добиться своих целей, - считает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. - Это же Москва предложила газовый хаб, и Анкара пошла навстречу. Теперь Москва должна пойти навстречу и дать скидку».
Хитрая это штука - газовый хаб. Так называют транзитный узел, или распределительный центр, куда сходятся различные газопроводы и поставки СПГ. На территории Турции проходит не только «Турецкий поток», но и газопровод из Азербайджана. Плюс турки намерены разрабатывать и собственные месторождения. То есть много труб сплетутся в газовый узел, что, собственно, и станет хабом.
После диверсии на трубопроводе «Северный поток» возможности российского экспорта в Европу значительно сократились. Нужно было искать другие решения, чтобы работал один из главных источников доходов бюджета России. Возникла идея: организовать масштабные поставки в Европу не по северному, а по Черному морю. Говорят, услышав об этом на саммите в Астане, Эрдоган был ошарашен этой заманчивой перспективой.
История южного транзита российского газа в Европу весьма драматична. Изначально трубопровод назывался «Южный поток» и предполагал строительство четырех ниток общей мощностью
63 млрд кубометров. Однако уже тогда Запад начал атаковать нас санкциями и вынудил Болгарию отказаться от проекта. После этого в декабре 2014-го глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что проект газопровода «Южный поток» закрыт и возврата к нему не будет. А вместо «Южного» появился «Турецкий поток» - две нитки общей мощностью 31 млрд кубометров.
Правда, пресс-секретарь президента охладил горячие головы, сообщив, что вопрос еще не обсуждался с потенциальными покупателями газа - странами ЕС. «А европейские страны - они сейчас не партнеры, а оппоненты. И пока они контактировать не хотят», - заметил Дмитрий Песков. Но в любом случае «камень брошен в воду», от него пошли круги, начались переговоры, согласования и поиски компромиссов...
Мгновенно включились турецкие специалисты. Выяснилось, что они уже нарисовали проект газового хаба с возможностью транспортировки до 75 млрд кубометров в год. Однако гладко было на бумаге...
«Подобный проект не имеет никакого смысла, поскольку Европа стремится снизить зависимость от российского газа», - по сообщениям европейских СМИ, заявили в канцелярии президента Франции. Похожую позицию, хотя и не слишком охотно, подтвердили в ряде других стран ЕС. «Если будет спрос, то эта потенциальная дополнительная мощность может быть использована для поставок газа европейским клиентам через Черное море и Турцию», - заявил зампред правительства России Александр Новак. Если у Европы не будет такого запроса, то и строить нет смысла.
При всем при том прокладка новых труб - долгая работа. А ситуация в Европе развивается стремительно: американцы лезут со своим дорогим СПГ, чуть ли не силой навязывая его европейцам, промышленность ЕС работает все тяжелее - сколько еще протянет?! Аналитики утверждают, что реально российский газ остро необходим странам Европы в ближайшие два-три года. А в ЕС надеются, что за это время проблема и так рассосется. Построят терминалы для поставок газа из Норвегии, расширят возможности приема СПГ из США, а там, глядишь, и поставки из Катара подтянутся.
Все возможно. Но тот факт, что наши заклятые друзья из Турции, не раз подставлявшие Россию в последние годы, на фоне мечтаний о баснословных прибылях газового хаба начинают требовать для себя ничем не обоснованных льгот и отсрочек платежей, заставляет Россию задуматься о надежности этого проекта. Хаб может оказаться для нас слишком тугим турецким узлом.
Григорий Алексеев.
Фото: ADOBE STOCK