События в мире. Новости политики
2608 | 0

Академики обещают политикам жаркий август

Академики обещают политикам жаркий август
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Профсоюз РАН вслед за КПРФ собирается потребовать в августе отставки правительства России и роспуска Государственной думы. Таков накал страстей накануне третьего чтения законопроекта о реформировании РАН.

«Даже если август будет холодным, он все равно будет очень жарким!» - пообещал директор Института экономики РАН, председатель Программного комитета Московского экономического форума Руслан Гринберг.

По мнению непримиримой части академиков, принятие скандального документа будет означать разгром фундаментальной науки в стране. Ученые мужи грозят акциями протеста, которые уже прошли этим летом в ряде регионов.

Как отмечает Гринберг, расколоть научное сообщество правительству не удалось. «В правительстве думали: они нас разобьют, кто-то купится на обещанную зарплату в 100 тысяч рублей или на звание академика. Приманка не подействовала», - заявил известный экономист.

В августе-сентябре ученые собираются устроить ряд забастовок, в ходе которых откажутся от оказания любых экспертно-консультативных услуг федеральным органам исполнительной власти, за исключением чрезвычайных ситуаций.

А без науки Россию ожидает печальное будущее. «Пять-семь лет осталось постсоветского научного потенциала, затем скатимся в технологическое захолустье», - пророчит Руслан Гринберг.

Директор Института Европы РАН, академик Николай Шмелев заметил,  что только в Подмосковье за академией числится 50 тыс. га земли (по всей России - 300 тыс. га). Если одна сотка в Подмосковье стоит около 1000 долларов, то речь идет о 30-50 млрд долларов. И это только за землю!

Кроме того, Шмелев привел в пример «особнячок, который занимает Институт США и Канады РАН, он давно многим намозолил глаза, и таких особнячков много!». Велика вероятность, что после выхода нового закона этот особнячок перейдет в чьи-нибудь заботливые руки, а сотрудники института, словами академика, «отправятся осваивать какую-нибудь холобуду в 50 км от МКАД». В итоге с реформой РАН получится та же история, что и с министерством обороны, уверены участники Московского экономического форума: «Отдали все имущество трем бабам, а потом началось распиливание».

КСТАТИ
В рамках реформы РАН треть институтов будет ликвидирована, треть выведена далеко за МКАД и столько же «оставят в живых».

«Зная людей, которые сидят в правительстве и министерствах, я понимаю, что для них личное обогащение - это все, а общественные интересы играют куда меньшую роль», - считает президент Промышленного союза «Новое Содружество», президент ассоциации «Росагромаш», сопредседатель оргкомитета МЭФ Константин Бабкин.

Опасения не напрасны. Директор Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, академик Роберт Нигматулин напомнил, что в рамках реформы РАН треть институтов будет ликвидирована, треть выведена далеко за МКАД и столько же «оставят в живых». Значительная часть из 100 тысяч сотрудников РАН будет сокращена. При этом заверения правительства о хорошем финансировании РАН просто смешны. Например, у Института океанологии нет денег, чтобы спускать в воду глубоководные аппараты, стратегические исследования замораживаются из-за недостатка финансирования.

«Когда мы погружали Путина на дно Байкала, я его попросил: дайте мне «полфутболиста» в год (стоимость футболиста 10 млн евро в год) и я выкручусь... И Путин обещал это сделать, но пока так ничего и не изменилось», - посетовал Нигматулин и отметил такой факт: если производительность РАН делить не на число работников, а на объем долларовых затрат, то получится, что «мы самые эффективные в мире!».

Академик Шмелев добавил к этому, что в 90-е годы церковь получала субсидию в размере 6 млрд долларов в год, а Академия наук - только 200 млн долларов. Причем на все: и на зарплату, и на исследования, и на оборудование. «За эти годы треть российских мозгов выставлена за рубеж, не считая тех, кто в ларьке стоит. У меня академик получает зарплату 21 тысячу рублей, кто на эти деньги пойдет?» - спрашивает Шмелев.

Проблемы современной науки тесно связаны с производством. «Наука сегодня в России превращается в парусник без руля - не знает, куда плыть, не знает, что делать, что востребовано, а что нет. Даже если он куда-то приплывает, то оказывается, что в России это никому не нужно, потому что не работает промышленность», - итожит президент Промышленного союза «Новое Содружество» Константин Бабкин. 

Материал подготовила Аделаида Сигида

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.