Замечательной и всенародно любимой актрисе Светлане Немоляевой исполнилось 80 лет. Юбилей она отметила на сцене Театра им. Маяковского. Причем в спектакле «Бешеные деньги» сыграла вместе со своей внучкой Полиной Лазаревой.
- Светлана Владимировна, случались ли в вашей жизни бешеные деньги? И если да, то как ими распорядились?
- В моей жизни никогда не было денег в том понимании, в каком о них говорится у Островского. Но однажды еще в 90-е я снялась в рекламе, и мне заплатили действительно большие деньги. Уже точно не помню сколько, но тогда их посчитала бешеными. На тот момент у нас было много расходов, и они пришлись очень кстати.
- А почему для своего юбилея вы выбрали именно этот спектакль?
- Вы знаете, во времена моей молодости деньги не были поставлены во главу угла. Скажем, вспоминаю 1960 год - мы с Сашей моим (актер Александр Лазарев. - Ред.) только поженились, я пришла в Театр имени Маяковского.
Мы играли на сцене, нас окружали изумительные актеры, у нас был замечательный главный режиссер. Нам очень важны были внутренний мир, общение с интересными, талантливыми людьми. А деньги были как-то в стороне.
Все жили в основном в коммуналках, и мы тоже, машин практически ни у кого не было. Тема бешеных денег была понятна, интересна, но в душу как-то не западала. И я помню, что тогда из текста пьесы выбрасывали отрывки, которые были связаны с кредитами, векселями, счетами. Потому что все это было как будто с другой планеты. А сейчас, мне кажется, необыкновенно современно.
Все это витает в обществе: жить не по средствам, а в кредит; казаться, а не быть - какая-то мистификация за счет не заработанных, но каким-то образом добытых денег. И деньги властвуют в наших поступках, каких-то житейских ситуациях. Они на тебя давят, ты уже не можешь о них не думать. То есть сейчас мы снова живем в такое время, которое описано у Островского.
- Вашей внучке Полине Лазаревой досталась роль дочери вашей героини. Как вам вместе играется на одной сцене?
- Я счастлива работать с Полиной. Мы с ней играем вместе в «Талантах и поклонниках» и теперь вот здесь. Полина - это продолжение моего Саши, моего сына. Она такая лазаревская, настоящая. В театре, слава Богу, у нее много ролей, она играет красавиц, таких вот положительных, хороших девушек. А в этом спектакле - не приведи Господь, какая вредная! Хотя сама она абсолютно другая.
Полина с детства бывала с нами на гастролях - это тихий рай, а не ребенок. А вот папа ее, Саша, в детстве был такой шустрый, что мы с мужем под вечер, когда уже совсем были без сил, могли сказать ему: «Шура, делай, что хочешь, только оставь нас в покое!»
- Ну а как вы относитесь к своей юбилейной и такой солидной дате?
- Мне кто-то из знакомых сказал недавно: «Света, к тебе приближается такая трагическая дата!» Но я не чувствую и никогда не чувствовала возраст. Так сложилось, что моя жизнь - это театр, а в театре я постепенно переходила от девочки к девушке, от девушки к женщине, потом к более пожилым и совсем уж пожилым. Даже лет 10 или 15 назад я сыграла столетнюю женщину - прототипа Коко Шанель. Поэтому за мое спокойное отношение к возрасту нужно благодарить театр.
- В чем ваше самое большое счастье?
- В том, что встретила Сашу, Александра Сергеевича Лазарева, и прожила с ним 51 год. Счастлива, что случилась профессия в моей жизни.
Мой папа после окончания коммерческого училища поступил в ГУМ бухгалтером. И он рассказывал, что самым страшным для него было прийти в кабинет в 9 утра, весь день смотреть на часы, которые висели напротив, и ждать, когда будет шесть вечера, чтобы пойти домой.
«Если бы я так прожил жизнь, она была бы бесполезной» - так он говорил. Но затем он поступил во ВГИК, был одним из первых выпускников. Посвятил свою жизнь кино, стал режиссером. И на часы больше не смотрел.
- А вы в какой-то другой профессии можете себя представить?
- Нет. Сколько себя помню, мне все время хотелось играть. Одним словом, я была обречена на эту профессию! И уж, конечно, ни о чем не жалею.
Мария Донская.
Фото В. Тараканова.