Светская хроника. Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
5186 | 0

Светлана Крючкова: «Все-таки браки совершаются на небесах!»

 

Она никогда не боялась показаться полной и некрасивой - ни в жизни, ни на экране. И при этом мужчины всегда от нее теряли голову. Ради одной своей большой любви она бросила МХАТ. Ради другой - дважды вернулась с того света.

Светлана Крючкова: «Все-таки браки совершаются на небесах!»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

- Вашим дебютом стал фильм, который сейчас считается культовым, - «Большая перемена»…

- Да и в моей жизни на самом деле произошла большая перемена: 30 апреля 1973 года я легла спать никому не известной студенткой четвертого курса, а 1 мая проснулась знаменитой на всю страну актрисой. Дети кричали мне вслед цитаты из фильма, а взрослые улыбались.

- Итак, театральный вуз, пьянящий воздух свободы столичной жизни, эйфория молодости... Все не могло не привести к какой-нибудь испепеляющей страсти. Было?

- Было! Начитавшись в детстве книг, я сама себе придумала, что любовь должна быть одна на всю жизнь, идеальная. Встретила - и... или он, или смерть. И в этом заблуждении я долго находилась. Первый мой муж был сокурсником: он учился на четвертом курсе, я - на первом. Он писал что-то и был уверен, что будет гениальным писателем. А мое дело - стирать ему рубашки и подавать чай. И все время говорил, что я должна бросить институт… Я его не видела очень давно. Да и незачем. Это все было по молодости.

- Мужчины ради вас сумасшедшие поступки совершали?

- Ради меня? Нет. Я - да.

- Какие?

- Ну как, однажды я бросила Москву, МХАТ и уехала в Ленинград. В никуда! К человеку просто. А у меня не было там театра. Это случай, что меня через три месяца пригласил в БДТ Товстоногов.

- А если бы Ефремов вас не отпустил?

- А он отпустил меня. Я позвонила Олегу Николаевичу и сказала, что ухожу. Слышу в ответ: «Ты с ума сошла!» Но продолжаю: мол, выхожу замуж. В трубке звучит гневный вопрос: «За кого?!» Отвечаю: за Векслера. Долгая пауза, затем голос Ефремова: «За Векслера?.. Выходи!» Олег Николаевич снимался у Юры в фильме «Здравствуй и прощай!». И он был, бесспорно, одним из лучших советских операторов, снял «Старшего сына», «Утиную охоту», «Зимнюю вишню», сериал о Шерлоке Холмсе...

- Любовь была с первого взгляда?

- Солнечный удар! На пробах я увидела маленького, лопоухого, веснушчатого оператора. Бах - и все! Влюбилась насмерть. Я ему позвонила в этот же день домой и сказала: «Хотите - я не поеду в Москву?» Он ответил: «Не торопитесь. Подождем съемок»... Нет, там было все не так просто, потому что у него была другая женщина, и мы с ним жили месяц, а потом он мне сказал: «Я тебя не люблю». А я говорю: «Ты любишь и будешь любить меня всю жизнь». И уехала. Через месяц он мне позвонил: «Приезжай». Когда я приехала на озвучивание, мы с ним стали вместе жить. Мне было 25 лет. Ему - 35. Жили у Мити Долинина (питерский режиссер и оператор. – Ред.), в одной комнате, мы на полу спали. Там были крысы, мы обкладывались газетами... Все-таки браки совершаются на небесах. Первые два года Юра Векслер стеснялся рядом со мной ходить - он был ниже меня ростом, а я всегда ходила на каблуках. А потом это все прошло, и мы ходили рядом, не обращая внимания, кто выше, кто ниже.

- Как думаете, чем он вас все-таки «взял»?

- Думаю, что талантом. Векслер необыкновенно умный был человек, очень образованный, прекрасно рисовал, и я всегда с ним советовалась. Блатные песни знал, вообще был нетрадиционный еврей, прямо скажем. Водку пил, матерился, даже по фене ботал по полной программе (смеется). Но был таким оператором, который сорежиссером всегда является на картине.

«ТО В ОДНОГО ВЛЮБЛЯЛАСЬ, ТО В ДРУГОГО»

- Вы не замечены в романах с партнерами. Если честно: актеры вам как мужчины вообще никак?

- (Смеется.) Да-да, как-то так прошло... Я в операторов всегда влюблялась. Нельзя говорить, что актеры плохие, что они не мужчины. Они такие же разные, как все мы. Вот, например, нынешний мой муж - как Джек Лондон: у него 150 профессий, но он реальный, приземленный. Музыкант по образованию, работал посадчиком металла в горячем цеху, матросом рыболовецкого флота, барменом-буфетчиком, реставратором музыкальных духовых инструментов. У него столько строительных специальностей - сварщик, паркетчик, кафель кладет, стены, крышу делает. Балкон сам строил - подвешивался на монтажном поясе на шестом этаже. Меня можно с ним сбросить на парашюте на необитаемый остров, и он найдет, из чего построить дом, найдет еду, добудет одежду. С ним не страшно. И это при том, что он значительно моложе меня... Если назвать возраст и задуматься, то не знаю, всякая ли женщина решилась бы. А я над этим не задумывалась - сразу родила ему ребенка. Мы живем уже 24 года, нашему сыну - 23. Когда познакомились, мне было 39 лет. Тогда я думала, что после расставания с Векслером моя личная жизнь кончена…

- Тоже «солнечный удар»?

- Ну, в общем, да. Голову снесло... немножко. Удивительно, но мы родились в один день, 22 июня, и год у нас одинаковый - Тигра, но с разницей в 12 лет.

- Да вы просто какая-то роковая женщина!

- Как сказал один мой знакомый: «Знаешь, Света, чего тебе по-настоящему не хватает? Тебе бы немножечко злости побольше и стервозности». Я говорю: извините, чего нет, того нет. На самом деле на протяжении жизни человек меняется. Насколько я была раньше влюбчивая!.. Понимаете, с точки зрения своего возраста я не люблю себя той, какая я была молодая. Я была легкомысленная, необязательная. То в одного влюблюсь, то в другого! То мне этот кажется замечательным, то другой распрекрасным... С возрастом я стала ценить другое. По-моему, самое большое счастье для женщины - когда твой муж одновременно и любовник, и отец твоих детей. И все у тебя дома. Не мной замечено: хорошая жена в постели, извините, б-дь, на кухне хозяйка, детям мать, а мужу друг.

- Вы хорошая жена?

- Думаю, что да. Потому что я в первую очередь своему мужу друг. В любой трудной ситуации никто не окажет ему такой поддержки, как я. Одна из героинь Софико Чиаурели говорила: «При хорошей женщине и мужчина может человеком стать» (смеется). Мужчина на самом деле очень зависит от женщины, с которой живет. Я считаю, мужчина до конца своих дней немножко ребенок. Все-таки немножко они играют во все - машины, охота...

- А вы во что играете в своей жизни?

- Я уже ни во что не играю, я два раза вернулась с того света. Я перенесла семь операций, две тяжелейшие черепно-мозговые травмы, инсульт, две пункции позвоночника. Мой младший ребенок, Алекс, жил без меня до трех лет…

- Почему?

- Когда ему было девять месяцев, я разбилась на машине и долго была не в состоянии ходить... Я знаю, что, если человек здоров, все остальное - чепуха. Я играю на сцене, выхожу к своему зрителю. Я живу в семье, и мне важно, до того как я уйду из этой жизни, поставить на ноги детей, чтобы у них было все, чтобы они были в этой жизни защищены. Это для меня сейчас задача номер один.

«ТЫ НЕ ОБМАНЕШЬ ПРИРОДУ, КАК НИ ПОДТЯГИВАЙСЯ»

- Говорят, когда вы были беременны вторым сыном, врачи сказали вам: «Не рожайте - рискуете жизнью»...

- Нет, тогда еще не жизнью, а карьерой - однозначно. Внешностью, фигурой. Там была такая ситуация, что я могла его потерять. И пришел старый профессор: «Вы готовы лежать всю беременность на спине, не поворачиваясь?» Я говорю: «Готова». «Если что-нибудь случится, вы не станете вешаться и стреляться?» «Не буду». «Тогда лежите». И я так и лежала восемь месяцев. На гормонах. 38 кг належала. Зато у меня есть второй сын... А внешность?.. Женщина не может всю жизнь быть молодой. Как я всегда говорю: старухи бывают толстые и худые. Худая-то - она тоже старуха. Время берет свое. Ты не обманешь природу, как ни подтягивайся. Надо к этому стараться относиться философски, спокойно. В каждом возрасте свои прелести...

- Понятно, что каждая роль по-своему дорога. А какая для вас самая необычная?

- Так они все были необычные. Я люблю очень Агафью Тихоновну из «Женитьбы». Играть неординарных людей всегда очень интересно. А у меня недостатка в характерных ролях, слава Богу, никогда не было. Я считаю, что мне очень повезло. Кого я только не играла! Красавиц, уродин, цариц, сумасшедших, даже в роли жены генсека Брежнева недавно снялась, сыграла еврейку-одесситку тетю Песю в «Ликвидации», бабушку главного героя в «Похороните меня за плинтусом»...
Я всю жизнь на сцене играла любовь. Товстоногов со мной никогда не репетировал любовные сцены. Он мне отдавал на откуп - на импровизацию. Только сидел так (показывает, как жадно затягивается сигаретами): пффф, пффф! И все - никаких замечаний.

- А у вас свои критерии жесткие есть - вот это буду играть, это нет?

- Три кита. Драматургия. Режиссер. Партнер.

- Есть такие режиссеры, к которым вы сниматься - не глядя, голос в телефоне раздается, и все?

- Пожалуйста - Никита Михалков! Или Занусси - понеслась бы как сумасшедшая. Даже не спросила бы: «Что?»

- Вы с кем-нибудь из коллег по съемочной площадке дружите?

- Дружба требует времени, досуга. У меня досуга нет, потому что у нас пока никто серьезных денег в семью, кроме меня, не приносит. Муж делает то, что он может, а может он многое. Благодаря его золотым рукам сейчас у нас у каждого своя отдельная квартира. Представляете, он сделал мне квартиру с кабинетом, сауной, спальней, кухней в 28 метров, балконом. Из грязного чердака!.. А когда мне дружить? Со мной дружит тот, кто хочет приходить ко мне. Я никуда не хожу. Мне бы выспаться (смеется).

- По старым добрым временам, советским, не скучаете?

- Это бессмысленно. Так можно впасть в глубокую депрессию, если начать говорить даже самому себе: вот раньше было лучше, а сейчас жизнь ужасна... Жизнь ужасна, во-первых, потому что ты уже не такой здоровый. «Если ты в 40 лет проснулся и у тебя ничего не болит, значит, ты умер». А какой смысл ностальгировать? Есть ведь и сейчас свои радости. Есть дети, наконец... Наконец-то я свою огромную библиотеку могу расставить по полочкам. Я потихонечку овладеваю компьютером… Да и не это главное. Вышел на улицу - солнышко, купол Исаакиевского собора. Здорово! 

 

Фото FOTOBANK.COM 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.