Погодина здесь, Погодина там. В природе нет плохой Погодиной - каждая хороша. Она снимается в кино, продюсирует фильмы, кладет голову в пасть тигра и даже выходит замуж за Алексея Пиманова. Все в жизни успевает. Не женщина- ураган... Впрочем, с первой частью этой фразы, как ни странно, Ольга согласна.
- Сейчас у вас выходит новый сериал - «Бабий бунт»: три экзальтированные дамочки попадают в деревню, там с ними происходят всевозможные казусы... Ольга, в реальности вы тоже сугубо городской житель?
- Да. И деревня для меня тоже вещь экзотическая.
- Вам там неудобно, некомфортно, грязно, неуютно?
- Нет, ну если по-честному, то в деревне, в такой вот настоящей, я никогда прежде и не была. Этот сериал снимали в замечательном месте, это 101-й километр от Москвы: там живописная природа, хорошие люди. Но я вам скажу, что во многих домах удобства были на улице...
- И что, испытали культурный шок?
- Ну как вам сказать. Если бы это ждало меня на годы вперед, я бы, наверное, поднапряглась и что-то придумала, как внести удобства внутрь. Черта моего характера просто. А так в принципе я универсальный солдат: надо так надо. Артисты - они вообще люди привычные, не удивляются, как правило, таким вещам. Это во-первых. Ну а во-вторых, мы-то все-таки жили в гостинице.
- Ольга, а вы что, серьезно никогда раньше не были в деревне?
- Правда никогда. По работе-то бываю в разных местах. Лет десять назад, например, с антрепризой оказалась за полярным кругом, где реально телефон показывал только SOS. Как еще приземлились - вопрос: посадочной полосы не было, сплошные снега вокруг. Маша Голуб, с которой играли в том спектакле, помню, сказала: «Господи, даже дочке позвонить нельзя. Как же будем жить здесь эту неделю?» Дальше мы ехали в автобусе 3,5 часа. Как - тоже непонятно. Вот вы не представляете, что это такое. Белая пустыня, пурга, ты не понимаешь, где север, а где юг, все кругом одинаковое. Каким-то образом доехали, спектакль сыграли. В ДК было холодно: ты играешь - у тебя пар идет изо рта. И единственное, что помню: вышла оттуда, встала посреди этой белой пустыни. И, как стояла, плюхнулась мордой в сугроб (смеется). Это у меня эмоциональный выплеск такой был... А снег пушистый-пушистый, как пух, чистый такой. И помню, лежу я в этом сугробе - и мне прямо так хорошо!.. Потом продюсер стал вытаскивать меня, орал: «Что ты делаешь, идиотка?! А если бы там арматура была?!» Запер меня в гостинице под домашний арест. И это тоже было какое-то очень странное место: зима, температура минус 38, а удобства на улице.
«Когда первый раз зашла в клетку, было очень страшно»
- Ладно еще удобства. Вам же на съемках пришлось падать в яму с червяками и лягушками. И каково?
- Вот к этому как раз отношусь абсолютно нормально. Я вообще никаких животных не боюсь...
- Если мышка пробежит, не будете биться в истерике?
- И мышей не боюсь - могу их голыми руками взять... Мне неудобно, когда туалет на улице. Ну неудобно, понимаете! Терпимо, возможно. Но неудобно. Поэтому и придумали еще в Древнем Риме канализацию... А мыши, червяки, лягушки - это все для меня не сложно.
- Ну да, действительно, какие мыши? По сравнению с тем, что вы сотворили на цирковом фестивале в Сочи, это просто детский сад. Тогда, в конце июня, одни восхитились вашим незабываемым трюком, а другие...
- Подумали: какая идиотка? Каждый имеет право на свое мнение, меня это не интересует. После того как ты научился делать то, что в мире делают, дай бог, человек десять, многое уже не имеет значения.
- Но главный вопрос: зачем? Понятно, вы снимались в сериале про дрессировщицу Маргариту Назарову. Но тут же не кино. А вдруг бы тигр ам - и все, до свидания?
- Да нет, не дождетесь! Уже восемь лет общаюсь с хищниками, и таких опасений у меня нет. Просто в этот момент я абсолютно точно знаю, что нужно делать.
- Запашные даже не всегда знают. Вот на съемках у вас Аскольда покусали.
- Да никого не покусали - слегка поцарапали. Поймите, у бухгалтера эксцесс - если ручка упадет со стола. У дрессировщика - ну, будет некая травма. Но он готов к этому! Дрессировщик изначально знает: если совершит ошибку (потому что тигр не может совершить ошибку) - значит, будут определенные последствия. И неспроста я столько лет дружу с Запашными, неспроста возникла эта картина. Она возникла в тот момент, когда мы с Эдгардом уже понимали, что я могу. А во-вторых... Давайте уж откровенно говорить: ну кто-то рождается дрессировщиком, а кто-то нет. Если бы обстоятельства моей жизни сложились несколько иначе, возможно, я могла бы заниматься этим делом, оно мне безумно нравится. В советское время, когда династий еще не было, в цирк часто приходили из других профессий. И сейчас такое бывает. Например, в Росгосцирке есть дрессировщик львов Виталий Смолянец - прежде он занимался совершенно другой профессией, а потом понял, что дрессировщик, сделал свою программу. Сейчас, правда, с ним случилась дичайшая трагедия. Нет, львы его не трогали, львы его обожали. Трагедия случилась на дороге. Он увидел аварию, остановился, стал вытаскивать людей из разбитой машины. И в это время мимо проехала фура, и ему оторвало ноги. Вы можете себе представить?! Вот вам теория опасности... Потом есть потрясающий дрессировщик в цирке на Цветном - Андрей Широкалов, который до этого был преуспевающим банкиром.
- Судя по всему, вы очень хорошо знакомы с этой сферой. Но что же случилось восемь лет назад?
- Судьба свела меня с Запашными, мы подружились. Я стала ходить в цирк - а до того вообще не ходила. И однажды ребята мне предложили: «А хочешь к Мартину в клетку зайти?» «Ну давай попробуем», - сказала я и зашла. Первый раз было очень страшно, хорошо помню свое состояние. Но в тот момент, когда тигр подошел и носом об меня потерся, страх пропал. А через месяц мы встретились, меня Эдгард спросил: «Пойдешь к Мартину?» - и я ответила: «Пойду, конечно», спокойно уже вошла в клетку. Вот тогда Гарик сказал: давай что-нибудь сделаем вместе, что-то такое прямо крутое-крутое. И просто начал со мной заниматься.
«Свои мемуары дорого продам»
- В других картинах в вас стреляли, ножи кидали, в девятиградусной воде вы плавали... Складывается образ абсолютно бесстрашной девушки. Насколько он правдив?
- А вы войдите в клетку с тигром. Вот здесь все и проверяется. Значит, соответствует образ - отнекиваться глупо.
- Еще, я читал, вы с ходу заучивали огромные куски испанского текста, немецкого, с нуля научились танго танцевать. Хоть что-то сложно?
- Общение с людьми. Сама профессия для меня - необыкновенное удовольствие. И там я такая, какая есть. Околокиношная суета, та, что за кадром, - вот она для меня бывает мучительной... Ну а самое экстремальное, чего больше никогда делать не буду, - это прыгать с вагона на вагон движущегося поезда. Я действительно очень много трюков выполняла сама, лет 12 назад меня уговорили на этот. Но больше в жизни никогда не повторю.
- В фильме «Золотой век» вы впервые снялись обнаженной. Тоже смелый поступок?
- Почему? Для Элизабет Тейлор это не стало проблемой. Если сцена обоснованна - почему нет?
- Но в таких случаях девушки, наверное, думают: ой, а что же скажет папа?
- А что папа? С папой все хорошо. Знаете, у моего папы все получилось - единственное, что могу сказать. Прямо все красиво, отлично - папа постарался. И мама тоже. (Смеется.) А вообще, это просто работа. И сцена из «Клеопатры», в которой Элизабет Тейлор раздевалась, золотыми буквами вписана в историю мирового кино. Кстати, «Золотой век» - тоже очень красивая картина. И там все очень красиво снято.
- Но у женщин всегда много комплексов, сомнений по поводу своей внешности, фигуры. У вас их нет?
- У меня? (Смеется, разглядывая себя.) Нет!
- Тогда вопрос другого плана. Свадьба с Алексеем Пимановым - это нечто экстремальное в вашей жизни?
- А дальше говорить будете вы, а я послушаю.
- А почему вы об этом не говорите?
- Честно? Потому что это не ваше дело. Вот когда мне будет лет 95, я напишу такие восхитительные мемуары и так дорого их продам, вы даже не представляете! Видите, сейчас во мне продюсер проснулся (смеется).
- Ольга, вам же ничего не страшно. А рассказать о своей успешной (подчеркиваю) личной жизни почему-то боитесь.
- Так я не боюсь - я зарабатываю. Чего буду сейчас все рассказывать? Если вам расскажу - вы заработаете. А так - я.
«Я только ногти крашу, как женщина»
- Ну давайте без личной жизни. Складывается ощущение, что в профессии вы абсолютно счастливый и состоявшийся человек...
- Ну как сказать? В нашей профессии: пока о чем-то мечтаешь - ты жив. И пока не остановился, не можешь про себя сказать, состоявшийся ты или не состоявшийся. Это как игрок за карточным столом: пока не кончилась игра, не знаешь, выиграл ты или проиграл. Вот я, наверное, игрок по жизни.
- Но есть карьера, а есть семья. Для женщины, наверное, второе важнее. Вот ваша женская судьба - насколько здесь вы состоявшийся человек?
- Вы знаете, я открою вам тайну. Я не женщина. Я - солдат!
- Что это значит?
- Ну вот временами я как-то смотрю на себя со стороны - видимо, действительно я не женщина. Нет у меня каких-то женских привязанностей, взглядов... Я только ногти крашу, как женщина (смеется).
- А с подружками вам тяжело? Или у вас их просто нет?
- У меня есть очень верные друзья. Это и мужчины, и женщины. Редко у кого с юности сохраняются столь честные, искренние и серьезные отношения. У меня это есть.
- Но это, так понимаю, не те подруги, с которыми вечером можно поболтать по телефону?
- Нет, в том-то и дело! Они тоже не женщины! (Смеется.) Мы чем-то похожи. И у нас природа общения совершенно другая, вообще нет такого, чтобы поболтать по телефону вечером, да еще и каждый день - боже упаси! Нет, мы встречаемся по определенным поводам, по серьезным...
- Это больше похоже на мужскую дружбу?
- Я не знаю, что такое мужская дружба, что такое женская. Я знаю, что есть какие-то необыкновенные отношения между людьми, когда их связывает что-то очень серьезное. И у меня есть такие люди, без которых мир... думаю, станет мне не интересен и не нужен.
- Ну ладно, а шопинг, косметические салоны, массажи?.. Что там еще мы отдаем на откуп женщинам?
- Ой, мужчин в косметических салонах сейчас столько! Послушайте, ну это просто глупо делить плоды цивилизации между мужчинами и женщинами. Да, я хожу в салон и вам советую.
- Имею в виду, приносит ли это вам особое удовольствие...
- Ну да, если это массаж - конечно, приносит. Хотя мозг бывает настолько задолбан решением каких-то серьезных проблем, что порой говорю сама себе: ты заплатила деньги, в конце концов, все, тебе приятно, тебе приятно... Приятно тебе! Все, отключи мозг! Ну приятно же!..
- С другой стороны, актеры - они же существа бесполые...
- Актеры - существа разные. Ну да, граждане такие пограничные, потому что и успех мужской и женский не разделяется, и эгоцентризм преобладает над очень многими вещами: что у мужчин, что у женщин - в равной степени...
- Есть определенная порода женщин, про которых говорят - «девочки-девочки». Никогда им не завидовали? Не хочется порой просто расслабиться и получать удовольствие?
- Сложно отвечу на ваш вопрос. Двухэтапно отвечу. Во-первых, «девочки-девочки» - очень хитрые, очень прагматичные и очень опасные женщины. Я просто мужчинам открою глаза. Вот опасаться надо именно их. Они с вас сдернут не только трусы, а еще и кожу с задницы. А чем жестче человек, тем он искреннее. Это во-первых. А во-вторых, у меня есть хороший друг. У него замечательная семья, они усыновили двоих детей - действительно совершили очень добрый поступок. И вот прошла эта процедура усыновления, месяца через три спрашиваю: ну как детишки-то? И мой друг мне говорит: «Слушай, мальчик такой умный...» А он реально умный, они проверили его по тестам каким-то - почти вундеркинд. «А девочка?» «А девочка, - говорит, - будет счастливой!»
Дмитрий Мельман,
Фото из архива О. Погодиной