Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
5426 | 0

Марина Влади знала: эта роль его убьет

Марина Влади знала: эта роль его убьет
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ровно 35 лет назад, в 1979 году, на экраны вышел многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя», в котором Владимир Высоцкий сыграл одну из своих самых ярких киноролей. Но мало кто знает, что Марина Влади даже стояла на коленях перед режиссером Станиславом Говорухиным, умоляя того не снимать Высоцкого – она считала, что эта работа убьет ее знаменитого мужа.

Он сам утвердил себя на эту роль. Получив от братьев Вайнеров подарочный экземпляр нового романа под названием «Эра милосердия» и прочитав его за одну ночь, Высоцкий решил, что по этой книге нужно снимать фильм. И главную партию - Глеба Жеглова - должен играть только он.

Поэтому с утра пораньше он уже будил братьев Вайнеров с предложением, от которого просто нельзя было отказаться. «Он пришел к нам и с ходу сказал: «Хочу застолбить Жеглова. Никто не сыграет его так, как я!» - рассказывал позже об этой встрече Аркадий Вайнер. - Мы тогда очень развеселились. «Ну, так уж и никто. А вот есть, к примеру, талантливый актер Николай Губенко». - «Да, согласен, он прекрасный артист. Он сможет сыграть Жеглова», - неожиданно согласился Высоцкий. «Или же Сергей Шакуров, о котором сейчас много говорят как о большом таланте», - продолжали мы свою линию. И в этом случае Высоцкий не стал спорить: «И Шакуров - тоже прекрасный артист. И он тоже сможет сыграть Жеглова». Мы переглянулись, а Высоцкий закончил тираду словами: «Да, они, может, могли бы сыграть лучше. Но вам-то с Жорой не надо лучше. Вам надо так, как сыграю только я».

На этой фразе Вайнеры расхохотались и заверили Высоцкого: сценарий они будут писать, имея в виду именно его. Так, Глеб Жеглов, который в романе был высоким плечистым мужиком, в киносценарии превратился в персонажа, внешне похожего как раз на Высоцкого.

«НАДО СОБРАТЬ КЛАН»

Снимать картину, как предложил все тот же Высоцкий, лучше всего Станиславу Говорухину, с которым он уже работал в фильме «Вертикаль». «Надо собрать свой клан, чтобы все друг друга знали», - убеждал Высоцкий братьев Вайнеров.

Когда Говорухин прочитал сценарий, то тоже нисколько не усомнился в главном герое: «Володя, роль действительно классная. Ты еще ничего похожего не играл».

Но вот убедить киноначальство утвердить именно Высоцкого - с его-то скандальной репутацией - было не так просто. Говорухину пришлось сделать кинопробы, пусть и достаточно формальные. Чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений, режиссер постарался подобрать такие кандидатуры, которые на фоне Высоцкого абсолютно бы терялись. В архивах сохранились пробы трех актеров - Юрия Кузьменкова из Театра имени Моссовета, Леонида Яновского с киностудии Довженко, выпускника ГИТИСа Анатолия Поползухина.

Расчет был точным. Когда худсовет посмотрел кинопробы, то вердикт был однозначен: «Только Высоцкий».

А вот Марину Влади, чью кандидатуру Владимир Семенович усиленно продвигал на роль сержанта Вари Синичкиной, худсовет забраковал. Большинством голосов было решено, что советскую девушку, которая самоотверженно борется с бандитизмом и готова усыновить чужого ребенка, должна играть только «своя» актриса.

Зато в фильме появился младший сын Марины Влади - Владимир: он сыграл в первой серии беспризорника, которого ловит за руку Варя Синичкина.

Да и многие уже именитые актеры получили свои роли в картине именно благодаря Владимиру Семеновичу. Например, Александр Белявский, который блистательно сыграл утонченного бандита Фокса. Изначально на эту партию был утвержден Борис Химичев, и с ним даже отсняли какие-то кадры. Однако при просмотре материала Станислав Говорухин вдруг понял: Химичев – ну никак не из того, военного времени, он какой-то чересчур современный, что ли. И тогда на помощь пришел Высоцкий, который вспомнил про Александра Белявского.

Высоцкий же самолично пригласил в картину Виктора Павлова, предложив исполнить роль Левченко. И он же дал возможность появиться на экранах своему другу Всеволоду Абдулову, который благодаря «Месту встречи» встал на ноги.

«В начале осени 1977 года я разбился на машине - буквально насмерть, - вспоминал спустя много лет Абдулов. - Три недели без сознания - полный кошмар. Затем - одна больница, вторая, третья, четвертая. Поначалу врачи вообще ко мне не подходили - знали, что случай смертельный и шансов нет. И когда уже весной я лежал в очередной больнице после тяжелой операции, пришел Володя - со Славой Говорухиным. Они принесли мне пять томов сценария «Места встречи». Я пытался сопротивляться: мол, никто не знает, когда я смогу встать. На что Володя грозно ответил: «Обязан встать к началу съемок». И я встал».

«ОТПУСТИ ВОЛОДЮ!»

А вот Высоцкий, едва начались съемки, чуть не загубил всю картину. Дело было 10 мая 1978 года. Первый день съемок и - по невероятному совпадению - день рождения Марины Влади. Станислав Говорухин, Владимир Высоцкий и Влади отмечали сразу два события на даче общего друга в Одессе. И вот в самый разгар веселья Влади взяла Говорухина за руку, вывела из комнаты и там, где ее не видел знаменитый супруг, упала перед Говорухиным на колени: «Отпусти Володю! Снимай другого актера! Эта роль убьет его!»

К великому разочарованию Говорухина, позже к этой просьбе присоединился и Высоцкий. Ведь к тому моменту, когда начались собственно съемки (а это произошло где-то через год после утверждения сценария), ему разрешили наконец-то выезжать за границу. И он, на тот момент уже действительно серьезно больной, хотел хоть немного повидать мир. «Хочу съездить во Францию, в Америку, на Таити», - объяснял он Говорухину. Но режиссер смог тогда убедить Высоцкого остаться на проекте. И даже разрешил ему немного побыть по ту сторону камеры: Высоцкий давно мечтал попробовать себя в качестве режиссера, и Говорухин предоставил ему такую возможность. Когда Станислава Сергеевича вызвали для участия в кинофестивале, то он, зная о мечте Высоцкого, оставил его за главного. И вот тут-то Владимир Семенович и попытался развернуться по полной.

- Он бы в мое отсутствие снял всю картину, если бы ему позволили, - смеется Станислав Говорухин. - Он, несущийся на своих конях к краю пропасти, не имел права терять ни минуты. Поэтому за пару дней отснял то, на что была выделена неделя.



Именно Высоцкий поставил знаменитую сцену допроса Груздева (его играл, если кто запамятовал, Сергей Юрский). Он же помог молодому Станиславу Садальскому создать образ карманника Кирпича, подарив ему шепелявость. Он нарядил Васю Векшина (его сыграл Евгений Леонов-Гладышев) в белое морское офицерское кашне - по моде тех послевоенных лет. И он украсил дверь в подвале фотографией любимой девушки Шарапова Вари, сделав более достоверным и логичным один из ключевых эпизодов фильма.

«МЫ МОЖЕМ НЕ УСПЕТЬ»

Марина Влади была права, уверяя, что съемки станут серьезным испытанием для Высоцкого. Действительно, тот год оказался для Владимира Семеновича невероятно сложным. Ведь он параллельно продолжал играть в театре. Поскольку павильонные съемки проходили в Одессе, ему приходилось два, а то и три раза в неделю перелетать в Москву и обратно. Времени зачастую не хватало, нередко ему приходилось гримироваться прямо в машине, которую за ним присылали из театра. А сразу после спектакля Высоцкий возвращался в Одессу - иногда на грузовом самолете, если не было мест на обычном рейсовом.

Сегодня даже сложно представить, как он тогда успевал везде и всюду. Потому что в редкие дни отдыха Высоцкий еще и ездил с гастролями по стране. Тем не менее он умудрялся - в отличие от других, намного менее именитых артистов - быть всегда готовым к очередному съемочному дню. В павильон Высоцкий входил, выучив наизусть новую сцену и - что немаловажно для работы - всегда в радужном настроении, одним видом заряжая всех неутомимой энергией.

Бодрый и полный сил на съемочной площадке, Высоцкий никому не показывал, насколько в реальности он уставал. Постановщик трюков Владимир Жариков вспоминал, как однажды он увидел актера, вышедшего из кадра:

- Я случайно заглянул за портьеры: Высоцкий сидел в кресле обессиленный, в полусонном состоянии. Позже я обратил снимание, что, отснявшись в эпизоде, он тотчас уходил. Он был болен, но тщательно скрывал это…

Но остановиться Высоцкий уже не мог. И как только закончилась работа над «Местом встречи» он, не в силах расстаться со своим героем, буквально на следующий день с утра пораньше опять разбудил братьев Вайнеров срочным визитом: «Надо снимать продолжение. Вы не имеете права бросать Жеглова». Братья попытались урезонить Высоцкого: «А поспать мы имеем право? Почему эту новость нам надо сообщать так рано утром». - «Потому что нужно спешить. Мы можем не успеть», - серьезно ответил Высоцкий. И было в его голосе что-то такое, что почти сразу Вайнеры действительно засели за продолжение.

…Уже через несколько недель была готова сюжетная линия новых шести серий. Однако фильм так и не был снят. Как не спешили все, причастные к этой картине, они не успели. Владимир Высоцкий ушел из жизни в самый разгар работы над сценарием…

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.