Первая жена погибла, оставив его отцом-одиночкой. Из театра в свое время пришлось уйти по необычной, очень личной причине. В советское время он считался полудиссидентом
и из-за этого недосчитался ролей... Зато теперь, в свои без малого 82, актер полон оптимизма.
И ни о чем не жалеет!
«ПРИШЛОСЬ ОТДАТЬ СЫНА В ИНТЕРНАТ»
- Лев Георгиевич, ваши ровесники-коллеги часто ругают современное кино, сериалы, говорят, что не хотят иметь с ними ничего общего...
- Ерунда! Значит, их просто не зовут... В период перестройки, когда работы в кино не было, многих актеров кормили как раз многосерийные ленты. И никто тогда на них не жаловался. У нас в кино другая беда - мало профессиональных продюсеров, которые могут смотреть вперед на 20 лет. Вообще я убежден, что время кино прошло, сейчас есть много других занятий.
- При этом ваш сын Роман занимается как раз кинорежиссурой. Вы не даете ему советов?
- Как снимать кино, я Роману точно не советую, он знает это лучше меня. Вообще мы с ним договорились, что он будет снимать меня в эпизодах, и в нескольких картинах сына я снялся. Считаю, это были хорошие работы.
- Известно, что Роман вырос в интернате. Почему так получилось?
- Его мама в 1977 году погибла в автокатастрофе. Я остался с сыном один на один, не было другого выхода. Честно говоря, в сыне до сих пор вижу Эллу... Вообще вспоминать те события мне очень трудно, поймите. Первые два года помогала мама, пока у нее хватало для этого сил. Но в то время у меня было очень много съемок, работы в театре, я был постоянно в разъездах, поэтому мне пришлось отдать Романа в интернат. Когда имел возможность, я забирал его на выходные домой. Порой специально со съемок летел в Москву на два дня, чтобы с сыном увидеться. С Ромой в интернате жили дети наших известных актрис: Александры Назаровой, Татьяны Самойловой, Ларисы Лужиной... Да, возможно, ему было несладко, но именно там Рома научился самостоятельности и привык отвечать за поступки.
- Второй раз вы женились только в 1986-м - уже в ранге кинозвезды и на девушке, которая на 16 лет моложе. Ольга, наверное, была из поклонниц?
- Да ну что вы! Она работала помощником режиссера на «Мосфильме» и долгое время меня сторонилась, я три картины ее уламывал. Наконец она сдалась. Свадьба прошла тихо и спокойно. Много людей мы не звали, я, знаете ли, терпеть не могу пышных торжеств. А сейчас Оля - мое все: и советник, и друг, и любимая! Очень умная женщина, мне с ней повезло. И талантливая, из нее мог бы получиться прекрасный художник!
Сын Прыгунова стал известным режиссером
«БОЛЬШЕ ШАНСОВ БЫЛО У БЕЗДАРЕЙ»
- Вы ведь снимались и в американских картинах...
- Да, в Монреале, Лондоне, Москве, Петербурге... Но и в наших городах это было именно американское кино.
- Как считаете, почему голливудские фильмы до сих пор востребованы во всем мире?
- Мне кажется, потому что американское кино, как это ни парадоксально звучит, не поддерживается государством. У нас настоящее кино закончилось очень давно. Наверное, когда еще Ленин сказал, что важнейшим из искусств для нас является кино. И государство стало давать деньги. А пропаганда и кино - вещи несовместимые. После этого настоящее кино у нас закончилось.
Я вот не могу представить, чтобы американский продюсер или режиссер попросил у государства грант на свой фильм. Ему скажут: да ты что, идиот, что ли? И у нас не будет нормальных фильмов, пока кино не займутся настоящие продюсеры. В Советском Союзе, например, государство полностью диктовало, что снимать, а что не снимать. И больше шансов получить деньги на картину было у бездарей, которые на все готовы и согласны. А по-настоящему талантливые режиссеры простаивали...
А как у нас актеров обирали! Хотите расскажу? Я снимался в первом совместном советско-западном фильме «Они шли на Восток». Играл одну из главных ролей - итальянского солдата. В этой роли должен был сниматься американец. Они хотели взять Энтони Перкинса, но он запросил миллион долларов. Потом американцы сами прислали одного актера и даже составили уже контракт на 150 тысяч долларов. Но у него был стеклянный глаз, и режиссер-итальянец просто отказался его снимать. Вот тогда он попросил советскую сторону представить варианты, там случайно оказалась моя фотография. Этот режиссер посмотрел два фильма со мной - ровно столько тогда и было в моей фильмографии - и сказал: все, этот герой у нас есть... Так вот у меня был договор на 600 рублей - столько я получил за съемку. А наш Международный отдел ЦК КПСС получил за меня 110 тысяч долларов!
Еще как-то раз мы с Анатолием Кузнецовым снимались в ГДР в местной картине. Расписались за 900 марок, на руки получили всего по 60. И немецкие актеры на нас обиделись: мол, сбиваем цену, даже объявили нам бойкот. И это продолжалось до тех пор, пока мы не объяснили, что в Союзе мы получаем еще в три раза меньше!
В театрах актеры тоже получали копейки. У молодых заработок был 50-60 рублей, притом что норма - 30 спектаклей в месяц. С выслугой лет получалось от 105 до 120 рублей. Только заслуженные и народные артисты зарабатывали по 150-200. Помню, когда начинал в Театре им. Станиславского, у меня зарплата была 59 рублей. Заслуженный артист Евгений Урбанский получал 150. А у великих актеров Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского и Михаила Ульянова, даже если они играли в театре каждый день, было не больше 300 рублей.
- То есть из-за этого в свое время вы ушли из Театра им. Станиславского?
- Нет, там другая история. Главный режиссер и художественный руководитель этого театра Борис Александрович Львов-Анохин хотел меня совратить, обещал несметное количество ролей. А когда понял, что мужчины в сексуальном плане меня не привлекают, потерял ко мне всякий интерес. И мне пришлось уйти... Но я не жалею. Там и коллектив был, надо сказать, омерзительный. Много позже я встретил актрису этого театра, и она мне говорит: вот к нам прислали нового режиссера Александра Галибина, но мы его через несколько месяцев все равно съедим. Более гадкого и мерзкого коллектива я не видел...
Со второй женой Ольгой
«ЗАНИМАЮСЬ КИТАЙСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ»
- Теперь бедных актеров бьет еще и пандемия, многие сидят без работы. Некоторые ясновидящие уверяют, что эта профессия скоро станет неактуальной...
- Я-то не ясновидящий, что могу по этому поводу сказать?.. Но вообще похоже, что они недалеки от истины.
- Ну вам сие, наверное, не страшно, вы же еще художник. Правда, что картины приносят больше денег, нежели съемки?
- Сейчас, конечно, нет. Но вот в последние годы существования СССР проходили аукционы по продаже моих картин. Помню, я поехал в США, взял с собой 11 полотен. И выручил за них в шесть раз больше денег, чем за 28 лет профессиональной работы в кино!
- Ну и напоследок о возрасте. В конце апреля вам исполнится 82, но старость, похоже, обходит вас стороной. В чем секрет?
- Я уже 44 года занимаюсь китайской гимнастикой тайцзицюань. Каждый день по 15 минут делаю специальные упражнения и читаю много литературы по восточной философии. К примеру, узнал, что если человек слышит перебои в работе сердца, то это значит, что он занимается в жизни чем-то не тем и организм пытается его предупредить, что дальше так нельзя. У меня пока все тьфу-тьфу-тьфу...
Андрей Князев.
Фото из личного
архива Л. Прыгунова.