Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
14293 | 0

Ирина Алферова: «Играю только саму себя»

Ирина Алферова: «Играю только саму себя»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Красивая женщина... Комплимент? Только не для нее. В Ирине Алферовой многие режиссеры видели исключительно красоту, не замечая, быть может, чего-то более значимого. И приходилось доказывать, что не только красавица, но и умница, актриса, человек... Может быть, острохарактерная роль зловредной тещи в сериале «Последний из Магикян» - еще одна попытка?

- Ирина Ивановна, чем же привлек вас «Последний из Магикян»? Почему согласились принять в нем участие?

- Я посмотрела первый сезон на СТС и сделала вывод, что над проектом работает хороший режиссер. Потом познакомилась с командой, увидела замечательных актеров. И сюжет не криминальный, а очень милый, домашний. Поняла, что не страшно согласиться на участие в этом проекте. Честно говоря, я часто отказываюсь от ролей, но тут решила рискнуть - и не ошиблась в своих ожиданиях. Правда, не скажу, что мне симпатичен мой персонаж. Она совершенно иная, чем я. Пытаюсь как-то это оправдать, но... Просто я совсем другой человек, и все, что она делает и говорит, мне не близко.

- Как же расхожее мнение о том, что интереснее всего играть роли на сопротивление?

- Я не признаю никакого сопротивления. Жизнь короткая, себя не успеваешь выразить. Об этом сто раз уже говорила, однако со мной почти никто не соглашается. Но лично я не хочу сопротивления, хочу играть только себя. Мне интересно быть собой в неких предлагаемых обстоятельствах. Действовать в рамках своего персонажа, но так, как лично я бы это делала. По большому счету надо делать только то, во что ты веришь.

- Если отказываетесь от ролей, значит, чаще не верите?

- Сложно сказать... Понимаете, ведь, как правило, ты ищешь что-то специально для себя. Мне, например, хочется играть главных героинь - чтобы на мне все сосредоточивалось, от меня все шло...

- То есть вы не ансамблевая актриса?

- Я вообще не ансамблевый человек, я одиночка, мне нравится бывать одной. Не хочу, чтобы в мою жизнь хоть как-то вторгались, мне это мешает.

- Получается, вы еще и интроверт?

- Не совсем: дома с мужем я очень даже веселюсь - с удовольствием танцую, пою. По полной программе. Перед ним я не боюсь раскрываться, мне это нравится. А перед посторонними людьми мне раскрываться неинтересно.

«ТОЛЬКО РУССКИЕ СПОСОБНЫ ЛЮБИТЬ ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»

- Мне всегда было любопытно, как человек с качествами интроверта выбирает публичную профессию. Интроверты же не любят, когда к ним приковано внимание...

- Нет, я люблю, когда на меня смотрят, но только на сцене или на съемочной площадке. Другой вопрос, что не люблю раскрываться перед случайными людьми. Я хорошо отношусь к людям, но не переношу панибратства.

- Часто люди, которые ведут себя панибратски, полагают, что профессия актера крайне проста: вышел на сцену, произнес заученный текст - только и всего.

- Только недалеким, равнодушным или завистливым людям кажется, что актерская профессия проста. Нужно иметь очень сильный внутренний мир, внутреннюю жизнь, всегда находиться в состоянии поиска, быть личностью. Право стоять на сцене - на возвышении - нужно заслужить! А то что же получается: люди покупают билеты, а ты как дурак там ходишь? Нет, это ведь как прийти в церковь...

- Что вы имеете в виду?

- Люди, которые служат в церкви, служат великому, настоящему, самому святому. Поэтому они имеют право говорить; знают, как сказать и куда повести. И настоящий актер должен обладать этими качествами. Точнее - иметь на это право. Ты выходишь на сцену и словно читаешь молитву. И если после спектакля люди говорят: «Спасибо вам! Как же хочется жить! Как же мне тепло!» - значит, ты сегодня не зря прожил день... А иначе зачем вообще выходить на сцену? Ты вышел и поделился со зрителем тем, во что ты веришь. Поэтому я почти не играю то, что не люблю и не хочу.

- Почти?

- Да. В театре, например, неприятная роль у меня только одна - Аркадина в акунинской «Чайке». Мы играем три разные «Чайки» - чеховскую, акунинскую и оперетту Журбина. Так вот акунинскую Аркадину я ненавижу, просто не понимаю этого юродства, она там пустая артистка. Это настолько не мое, что я мучаюсь бесконечно - никак не могу ее оправдать. Зрителям, правда, нравится, а я не понимаю, что там может нравиться...

- Раз уж зашла речь о «Чайке» и о высокой литературе, скажите: какие книги вас сейчас увлекают?

- Есть несколько книг, которые я сознательно не дочитываю, потому что понимаю: книга закончится, а другой такой же на свете нет. Например, у меня лежит недочитанным «Доктор Живаго» Пастернака. Безумно люблю Набокова, прочла почти всего - надеюсь, может, что-то затерялось в еще не изданном. За каждой его фразой столько всего стоит! Я умираю, как он мне нравится! Это же не столько проза, сколько поэзия. Его рассуждения о России пропитаны бесконечной любовью, они невероятно глубоки. Я так ему за это благодарна...

- Ирина Ивановна, а как вы понимаете русский характер?

- Прожив жизнь и пообщавшись с разными людьми - и с французами, и с англичанами, - я вижу, что он действительно есть. Совершенно особенный. Бердяев, например, пишет, что все нации живут своей жизнью и только русские способны любить все человечество. Они умеют войти, подключиться, раствориться и любить по-настоящему. Невозможно себе даже представить, чтобы на одном из американских каналов в новостях рассказали о том, что происходит в жизни наших современных писателей, актеров или музыкантов. Но посмотрите наши новости: тот американский или английский актер женился, тот родился, тот стал отцом. Это поверхностный взгляд, но очень показательный. А почему? Потому что мы способны принимать в себя полностью и влюбляться. У русских очень большая душа, а это же всегда на разрыв. Вы знаете, например, почему среди актеров так много пьющих?

- Интересно, какова ваша версия?

- Потому что, когда им предлагают выпить, они не могут отказать - боятся обидеть. Это женщина еще может отказаться, а мужчина просто не в состоянии. Одному не отказал, другому - и все...

Последний из Магикян с мужем«СТАРАЮСЬ НИКУДА НЕ ХОДИТЬ, ДАЖЕ К СВОИМ»

- Раньше актера и зрителя сближали творческие встречи. Вполне себе компромиссный вариант: с одной стороны, доверительная беседа, с другой - дистанция, которую дает сцена... Или этот формат уже устарел, исчерпал себя? Ведь сейчас артисты куда более доступны, чем прежде.

- Да, раньше так было принято - актер по два-три часа о чем-то рассказывал. Но это очень тяжело. Мне, например, проще сыграть десять спектаклей, чем провести один такой вечер. Если бы я была характерной артисткой, могла бы прятаться за какие-то вещи. Но я прятаться не умею - должна или честно ответить или в крайнем случае промолчать. Могу даже расплакаться - это вообще кошмар! Потому что, искренне что-то рассказывая, ты в это погружаешься, а оно же твое личное, живое, самое святое...

- Наверное, для многих ваших коллег не проблема абстрагироваться, сыграть на автомате и это, не растрачивать себя впустую.

- Мне об этом неоднократно говорили, но не получается. Для меня это невозможно... Помню, Филиппенко как-то схватил меня на улице и отругал: «Ты что творишь?! Разве так можно?! Ставишь между собой и человеком стенку - и все!» Да какую там стенку... Именно поэтому я стараюсь никуда не ходить. Даже к своим. Дочка, например, приглашает на день рождения, я, конечно, прихожу, а потом стараюсь потихоньку уйти. Люди такие разные... Я вот смотрю, как Аня Ардова существует, это же просто фонтан! Меня бы уже по кусочкам съели, я бы так не смогла...

- На репетициях, на съемочной площадке часто не до сантиментов - резких слов никто не стесняется, особенно режиссеры. Но вас, наверное, надо не ругать, а хвалить, чтобы добиться результата?

- Совершенно верно. Кто-то от ругани заводится, а я, если поругаюсь перед кадром, просто не смогу потом работать. Как можно играть, зная, что за кадром меня не любят?.. Почему, вы думаете, у Михалкова актеры так счастливы? Потому что на съемочной площадке он Господь Бог, отец родной. Он всех любит, у него для каждого найдется правильное слово, он не может своих «детей» обидеть, понимаете? Он их собрал и за них отвечает. Плохие же режиссеры, как правило, срывают на артистах собственное убожество. Как можно после этого что-то играть?

- И все равно ваша профессия, если ей отдаваться всерьез, опустошает. В чем вы черпаете силу?

- Я черпаю силу в одиночестве. Чтобы погрузиться в роль, собираю себя. А еще я очень люблю актрису Роми Шнайдер. Восхищаюсь ею: она лучшая, удивительная, загадочная, просто необыкновенная. И если днем происходит какой-то конфликт, прихожу вечером домой и прошу мужа включить мне буквально на минутку крупный план Роми Шнайдер. Смотрю на нее и понимаю: я все правильно сделала, я была права. Это мне всегда помогает...

Ирина Тульчинская

Фото: СТС и Г.Усоев 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.