И придет Новый год – с неизменными «Чародеями». И она опять, переключаясь с одного канала на другой, будет видеть актрису Александру Яковлеву-Аасмяэ, с которой давно себя не ассоциирует. Та, другая, Саша-артистка, уже больше 20 лет не имеет отношения к Александре Евгеньевне – серьезной гранд-даме, которая дважды пробовала занять пост мэра Калининграда и которая давно своя в мире большой политики.
И только во время личной встречи понимаешь, что актерство, что бы ни случилось, все равно присутствует в жизни Александры Яковлевой-Аасмяэ. Ведь каждую свою новую должность – вроде бы далекую от творческой – она все равно воспринимает как роль. И играет ее с удивительной самоотдачей...
– Я с раннего детства знала, что буду актрисой, – говорит Александра Евгеньевна. – Меня воспитывала бабушка, и она буквально с пеленок готовила меня к будущей карьере. Мы жили в громадной калининградской коммуналке, одна моя детская занимала 33 квадратных метра, и когда я выходила на общую кухню, соседки начинали веселиться: «У-у-у, смотрите, Мурлин Мунро пришла!» Я, пятилетняя девчонка, показывала им язык и убегала. А вслед слышала, как бабушка укрощала соседок: «Смейтесь-смейтесь, потом будет ее очередь: ведь она действительно станет кинозвездой!» И для этого бабушка, сама закончившаяся четыре класса церковно-приходской школы, прилагала немало усилий, пыталась сделать так, чтобы у меня не было ни одной свободной минуты. Все свои силы я должна была отдавать будущей профессии актрисы. Она говорила: «Я рОщу Сашеньку для сцены». Бабушка отдала меня на хореографию – чтобы я была пластичной, в музыкальную школу по классу скрипки – чтобы развивать слух, заставила меня выучить наизусть всего Пушкина. На вступительных экзаменах в театральный я читала «Медного всадника». Георгий Товстоногов, который сидел в приемной комиссии, в какой-то момент, кажется, испугался, что я прочту им всего Пушкина: «Спасибо, деточка, мы поняли, что русскую поэзию вы знаете и тонко чувствуете». Но в списках абитуриентов я себя почему-то не нашла. И тогда, чтобы не подводить бабушку, я подловила Товстоногова, когда он выходил из машины, и бросилась к нему с рыданиями: «Возьмите меня, бабушка не перенесет, если узнает, что я не поступила». Так я оказалась в театральном училище.
«В «ЭКИПАЖЕ» ДОЛЖНА БЫЛА ИГРАТЬ ПРОКЛОВА»
– Вы ведь стали сниматься, еще будучи студенткой?..
– Да, Александр Митта пригласил меня в фильм «Экипаж» на главную роль. Вот так мне повезло в жизни! Это, конечно, счастливый случай: он ведь хотел снимать Елену Проклову, никого, кроме нее, не видел. Но потом она была вынуждена отказаться от съемок – ей во МХАТе пришлось играть почти весь репертуар. А так – не видать бы мне этой роли как своих ушей!
– Ну а дальше предложения посыпались на вас, как из рога изобилия. И что ни фильм, то обязательно главная партия. Александра Евгеньевна, согласитесь, вы ведь были одной из самых востребованных актрис в нашем кинематографе. Как получилось, что забросили сценические подмостки и вдруг ушли на государственную службу?
– Все началось с самой большой трагедии в моей жизни. Умерла моя любимая бабушка, которая когда-то и сделала из меня актрису. Я прилетела на похороны в Калининград и вдруг поняла, что ничего не смыслю – куда идти, к кому обращаться. И почему-то кинулась в мэрию. Записалась на прием к мэру Виталию Шипову и – с ходу ему: «Мне нужно похоронить бабушку, помогите». Как ни странно, он вошел в мое положение, помог с похоронами. А спустя несколько дней позвонил и сразу, без предисловий, сделал очень неожиданное предложение: «Приходи ко мне работать заместителем по культуре и туризму». Я в первый момент даже слегка опешила: «Мне – сидеть в мэрии? Я же актриса». «А я – капитан первого ранга», – коротко ответил он. И я пошла работать к нему вице-мэром, так все и закрутилось. Было это в 1993 году, с тех пор у меня началась другая жизнь. Получилось, что бабушка когда-то сделала меня актрисой. А потом, уйдя из жизни, подарила мне и будущую политическую карьеру.
– И вы сразу легко вписались в эту новую для себя роль?
– Что вы, это было непросто! В 35 лет стать вице-мэром такого большого города – задача серьезная. А уж тем более для меня, избалованной девчонки, которая просыпалась в 12 часов дня и за чашечкой кофе отвечала по телефону: «Але, куда лететь? Да идите вы к черту, мне лень!» А тут – в восемь утра, каждый день – аппаратная планерка в мэрии, хоть ты тресни. За тобой уже в 7.50 приезжает водитель, ты в машине быстренько причесалась, подкрасилась, и – на планерку. Домой уходишь в 23.00, а то и позже – если работы много. И так – пять лет.
«ВЕСЬ АЭРОПОРТ СБЕЖАЛСЯ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ»
– А что было потом?
– Потом я проиграла выборы на пост мэра Калининграда и поняла: надо учиться. Я решила получить техническое образование. Между прочим, с подачи Владимира Путина. Как-то, еще будучи вице-мэром, я обратилась к нему за помощью: он тогда работал в Москве, возглавлял контрольно-ревизионное управление. И вот после встречи он мне сказал: «Негоже вице-мэру не иметь технического образования». И после того, как я проиграла выборы – это было в 1999 году, – я вернулась в Питер и поступила в Политех. После окончания института я хотела заниматься строительством, но тут в дело вмешалась мистика: меня отправили проходить практику в московский аэропорт «Шереметьево».
– Что же такого мистического в «Шереметьеве»?
– Ну как же! Свою первую роль я сыграла в фильме «Экипаж» Александра Митты. А большая часть картины снималась как раз в «Шереметьеве». Так что я знала там каждый закуток. И вот когда я пришла туда на практику, оказалось, что им нужен начальник Управления по общественным связям и работе со СМИ. Я тогда сказала: «Это я могу!» И пришла к ним на работу.
– А вас там узнали? Поняли, кто к ним пришел работать?
– Не просто узнали – весь аэропорт сбежался на меня посмотреть. Еще бы: актриса Яковлева будет ведать авиацией. Честно скажу: работать мне было легко. Я ведь знала всех журналистов, мне было достаточно просто поднять трубку, чтобы любой телеканал или крупная газета прислали к нам свою группу. Тогда и родилась тема моего диплома – «Совершенствование системы государственного управления аэропортов в Российской Федерации». Его я сдала на «отлично». А как только получила диплом, тут же позвонила директору питерского аэропорта «Пулково» Николаю Колесову с просьбой взять меня на работу.
– Почему? Чем вас не устроило прежнее место?
– Вот и Николай Петрович поначалу тоже опешил: мол, чего тебе в Москве не работается, мы же – не «Шереметьево», не можем тебе такую же зарплату предложить. А меня просто измотала московская суета. И морально, и физически. Поэтому я была готова жить у себя в деревне в Саблине, лишь бы подальше от столицы. Дети мои, к слову, тоже отговаривали от переезда в Питер. И дочь, и сын на тот момент уже осели в Москве, им, в отличие от меня, бьющая ключом столичная жизнь была по душе. Но я все-таки сделала так, как решила. На новом месте я занялась сертификацией аэропорта при помощи международного стандарта «ИСО 9001». Это очень серьезная задача. Скажу так: все «Оскары» мира по сравнению с этим сертификатом – просто ноль.
ГАФТ СКАЗАЛ: «НАКОНЕЦ-ТО, НАША САША ПОУМНЕЛА»
– Получилось, что когда-то вы летали на метле в фильме «Чародеи», а потом осели в самой что ни на есть большой авиации. Скажите, а вы не скучаете по кино? Ведь недаром все говорят, что от актерской бациллы, если уж однажды заразился, избавиться невозможно?
– Мой театр – это моя работа. Что в Калининграде, куда я опять вернулась не так давно, что в Питере – без моего актерского прошлого я бы не выжила. Вот как на духу говорю: и месяца бы не проработала. Даже не представляете, какая это роль – быть вице-мэром, например!
– Нет, не представляю. Скажите, а настоящие роли вам еще предлагают – ну так, по старой памяти?
– До сих пор шлют сценарии. Звонят люди. Предлагают сняться в сериалах за большие деньги. Но нет, я не пойду. Ведь я – совсем другой человек, и у меня – иная жизнь.
– Близится Новый год. И, как обычно, в праздничную ночь опять по всем каналам будут показывать фильм «Чародеи» с вашим участием. Скажите, какие чувства испытываете, когда видите сегодня себя на экранах?
– Ту девушку «из телевизора» я воспринимаю как постороннего человека. Это – совсем не я. Назовите ее клоном. Та молоденькая актриса мне даже нравится. Какая у нее точеная фигурка, симпатичная мордашка, какие красивые волосы! Мне очень нравится, как эта девочка сидит в определенной сцене: ну, к примеру, в фильме «Человек с бульвара Капуцинов», когда она наблюдает после танца за ковбоями. Классный момент, правда же? А как она изящно двигает ножкой и капризно говорит: «Тони, сделай мне монтаж!» А как летает на метле в «Чародеях»! Порой я сама себя ловлю на мысли: «Господи, да ведь это же я!» Но мысль, даже не оформившись, так же быстро улетает…
– А это правда, что во время съемок «Чародеев» вы жутко ругались с вашим партнером Валентином Гафтом, и он вроде даже поставил режиссеру ультиматум: он отказывается выходить вместе с вами на площадку…
– Ну-у-у-у, мы с Валентином Иосифовичем во время съемок немного спорили, конечно. Однако общаемся с ним до сих пор. И между прочим, когда он узнал, что я ухожу из профессии, первым сказал: «Наша Саша наконец-то поумнела!» А его слова дорогого стоят!
Фото PHOTOXPRESS