Сегодня 25 июля 2017 г., вторник, 20:03USD 59.81 +0.1613EUR 69.70 0.2297
Общественные и социальные новости

Высшее образование несет потери

23 февраля 2015
hits 3556

К 2020 г. предусматривается закрытие до 40% вузов и до 80% филиалов высших учебных заведений. Поможет ли это повысить конкурентоспособность российского образования - большой вопрос.

Недавно правительство утвердило первый в новом году документ - концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Ее основная цель - «обеспечение условий эффективного развития российского образования. Целевую программу намечено осуществить в два этапа - 2016-2017 годы и 2018-2020 годы, - именно нынешний год покажет, кто вообще будет в ней участвовать. До финиша дойдут не многие: к 2020 г. предусматривается закрытие до 40% вузов и до 80% филиалов высших учебных заведений, а это значит, что от 969 государственных и негосударственных институтов останется примерно 387, а от почти 1482 филиалов - порядка 296.

ЧИСТКА РЯДОВ

Работа по оптимизации (иногда ее называют инвентаризацией) началась уже в прошлом году. Тогда из реестра исчезли 50 негосударственных и 20 государственных вузов и в общей сложности 278 филиалов. Часть попавших «под раздачу» учреждений не прошла проверку Рособрнадзора на эффективность, а часть была замечена в нарушении законодательства. Процессу оптимизации также поспособствовало снижение нагрузки на сеть высших учебных заведений: если в 2004 г. 11-классников насчитывалось 1,4 млн, то в 2014 г. - 710 тыс.

Это только начало «большой чистки» - в этом году Рособрнадзор проверит все высшие учебные учреждения. Дело в том, что с 1 января 2015 г. полномочия Рособрнадзора существенно расширились. Теперь Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки получила право без суда приостанавливать действие госаккредитации вуза или филиала, если в них были обнаружены нарушения. Такие поправки в Закон «Об образовании» были приняты Госдумой в конце прошлого года и подписаны президентом 31 декабря.

- Существует огромное количество псевдовузов, которые берут деньги за учебу и выписывают диплом, не осуществляя никакой образовательной деятельности, - говорит депутат Госдумы Вячеслав Никонов. - Закрыть такие вузы до принятия закона было достаточно сложно. Рособрнадзору необходимо было дважды выигрывать судебные процессы. Поэтому необходим был инструмент для закрытия шарашкиных контор.

В развитых странах есть элитные и массовые вузы. Первые известны во всем мире (Оксфорд, Лондонская школа экономики, Гейдельбергский и Геттингенский университеты, Университет Париж-Дофин, Монпелье, Гарвард, MIT и другие, входящие в сотню рейтинга Times Higher Education). Все остальные - массовые, и они есть в каждой стране, не только в России. Но парадокс нашей ситуации в том, что мы решили, что можно получить элитное образование в массовых масштабах. Не получили.

К 2020 г. предусматривается закрытие до 40% вузов и до 80% филиалов высших учебных заведений.

Вузов в России не много, а очень много. И уж точно не все они готовы давать качественное образование. Наверное, поэтому, по словам директора Института образования НИУ ВШЭ Исаака Фрумина, «в последние годы отечественное высшее образование превратилось из социального лифта в норму, к которой стремится большинство, без учета собственных потребностей и способностей». Мы все сделали для того, чтобы в нашей стране число некоторых специалистов с высшим образованием превышало потребности рынка труда. Юристов, бухгалтеров и экономистов сегодня разве что штабелями не складываем в центрах занятости, а умеющих хорошо работать руками и думать головой ищем как черную кошку в черной комнате.

«БЕЛЫЕ» ПРОТИВ «СИНИХ»

Поскольку у нас в большинстве вузов обучение в основном теоретическое, ни бакалавры, ни магистры, ни кандидаты наук к работе на производстве оказываются не готовы. Предприятиям реального сектора экономики нужны не столько управленцы - «белые воротнички», сколько «синие воротнички» - инженеры, мастера и квалифицированные рабочие. Они составляют основу современной экономики, поэтому вряд ли кому удастся найти предприятие, на котором инженеров было бы больше, чем рабочих. Взять, к примеру, «Объединенную металлургическую компанию» (ОМК), выпускающую в основном трубы различного назначения и железнодорожные колеса для ведущих энергетических, транспортных и промышленных компаний. В составе ОМК четыре крупных предприятия, расположенных в Нижегородской и Челябинской областях и Республике Татарстан, на которых работают порядка 30 тыс. человек. Из них рабочие составляют 73%, специалисты - 18, руководители - 8, прочие служащие - 1%. При этом лишь 28% работников имеют высшее образование. России нужны гибкие образовательные системы с акцентом на профессиональное обучение, при котором большинство парней и девушек сначала получали бы профессию, а уже потом при желании и необходимости продолжали обучение в вузе.

- Современное оборудование на наших заводах требует глубоких знаний и высокой квалификации рабочих. Дефицит таких кадров - проблема номер один для многих промышленных предприятий, - отмечает глава дирекции по связям с общественностью ОМК Александр Кастравец. - Мы стараемся снять эту проблему для себя, поддерживая училище, техникум и два филиала вузов в Выксе. Такая забота обходится предприятию ежегодно в 80 млн рублей.

ПУТЬ НА СБЛИЖЕНИЕ

В конце января премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «целый ряд средних специальных учебных заведений должен быть на финансировании и просто принадлежать компаниям». Но много ли у нас, особенно сейчас, в кризис, найдется предприятий, готовых выкладывать миллионы, чтобы растить новую трудовую смену, чтобы в будущем обеспечить ее работой? Вопрос открытый, но растить армию выпускников вуза, из которых половина не работают по указанной в дипломе специальности, - подавно путь в никуда.

Еще одна проблема: где будут работать подготовленные, возможно даже, квалифицированные кадры? В 2013-2014 годах Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС проводил исследование по приоритетным для государства направлениям подготовки кадров - нанотехнологии, энергетика, авиационные и космические системы, информационные и коммуникационные технологии, и выяснилось, что, например, по специальности «Авиационная и ракетно-космическая техника» вузы окончили 26 тыс. человек. 84% из них устроились на работу по профессии. Те же, кто не устроился, отмечали низкую зарплату и плохие условия труда. И так обстоят дела не только в авиационной промышленности.

Сегодня главная цель образования - максимально сблизиться с производством. Как добиться этого и сыграет ли свою роль в этом принятая правительством концепция, будет ясно через пять лет.

Елена Хакимова

Фото ИТАР-ТАСС / Р.Асечкин

«КОРОЧКИ» - НЕ ПОКАЗАТЕЛЬ

 В 2013 г. Россия среди 34 развитых стран стояла на первом месте по числу обладателей дипломов о высшем образовании у граждан в возрасте от 25 до 64 лет: 53% населения имеют «корочки» об окончании вуза.

При этом производительность труда у нас в четыре раза ниже, чем в развитых странах.

 В советские времена доля лиц с высшим образованием среди населения была на уровне 20%.

 Тогда мы умудрились запустить человека в космос, а сегодня о высоких достижениях речи нет.

 

К 2020 г. предусматривается закрытие до 40% вузов и до 80% филиалов высших учебных заведений.

 

Просмотров: 3556
Поделиться

Полезная информация

Загрузка...
Сергей Галицкий: человек-магнит Далее в рубрике Сергей Галицкий: человек-магнит


Загрузка...
Комментарии (3)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.