Общественные и социальные новости
3383 | 0

Водолазы раскрыли самый «неуловимый» секрет Балтии

Водолазы раскрыли самый «неуловимый» секрет Балтии
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Тайну, которую более полутора веков хранило Балтийское море, открыли не так давно участники российской поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». Водолазам удалось обнаружить русский линкор «Лефорт», затонувший почти 160 лет назад и прекрасно сохранившийся под водой до наших дней.

Уже на протяжении 10 лет дайверы из разведывательно-водолазного клуба, работающие под флагом поисковой экспедиции, каждый сезон отправляются «прочесывать» дно Черного и Балтийского морей, чтобы отыскать корабли, погибшие во время Великой Отечественной. Порой царство Нептуна преподносит этим энтузиастам неожиданные подарки.

ТРАГЕДИЯ ЛИНКОРА

На сей раз уникальная находка ожидала их всего в сотне миль от Петербурга - в проливе между островами Гогланд и Большой Тютерс. Оказалось, что именно здесь лежит на дне линейный корабль «Лефорт», трагически погибший в середине XIX века.

84-пушечный линкор построили в 1835 году. Это был один из последних классических деревянных парусных кораблей российского военного флота. 10 сентября 1857 года, во время перехода на зимовку из Ревеля (Таллина) в Кронштадт, эскадра из трех линейных кораблей, в числе которых был и «Лефорт», попала в шторм. При очередном повороте на другой галс корабль неожиданно лег на левый борт и быстро затонул. Погиб не только весь экипаж, но и плывшие на корабле члены семей моряков. В общей сложности пучина поглотила 826 человек (в том числе 53 женщины и 17 детей). Трагедия этого русского линкора по количеству жертв входит в список 20 крупнейших морских катастроф.

За прошедшие полтора века «Лефорт» неоднократно пытались найти, но он словно не хотел открывать место своей гибели. Статуса невидимки линкор лишился 4 мая 2013 года, когда на него на­ткнулись дайверы - участники поисковой экспедиции.

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ...

- «Лефорт» удалось обнаружить случайно, - рассказал председатель Координационного совета проекта «Поклон кораблям Великой Победы», бывший глава ФСБ Николай Ковалев. - Экспедиция занималась в этой части акватории Балтики поисками другого корабля - подлодки Щ-320, погибшей во время Великой Отечественной. Поскольку район пограничный, пришлось получать специальное разрешение у пограничников на каждый заход. И вот в очередной экспедиционный день получилась накладка: один офицер, сдавая дежурство, не предупредил сменщика о предстоящем визите на закрытую территорию дайверов. В результате, когда ребята туда отправились - далеко уже не в первый раз, - пограничники их остановили и приказали поворачивать назад. Руководитель экспедиции Константин Богданов сразу же позвонил мне, но пока я разруливал ситуацию, у поисковиков вынужденно образовался выходной. Вот ребята и решили, чтобы время не пропадало зря, техника не простаивала, обследовать доступные участки морского дна по соседству. Квадрат поисков выбирали наугад.

- Мы «прозванивали» дно более 5 часов без всякого результата, - вспоминает участник экспедиции Константин Богданов, - и уже когда собирались завершить работу, гидролокатор вдруг нарисовал на экране какой-то крупный объект длиной около 60 метров, высотой 15 метров. Глубина в этом месте довольно большая - 68 метров, на разведку отправился один из самых опытных участников экспедиции - Михаил Иванов. Буквально через 5 минут после того как добрался до затонувшего корабля, наш товарищ понял: найден именно «неуловимый» «Лефорт».

Всерьез заняться его обследованием тогда не удалось. Зато в июне мы организовали еще одну экспедицию - уже специально для детального изучения, фото- и видеосъемок затонувшего линкора. Корабль прекрасно сохранился. Обследуя его верхние палубы, мы увидели главный штурвал, одну из шлюпок, пушки, личные вещи экипажа... А первое, что попалось на глаза, когда проникли в адмиральский салон, - лежащий на полу парадный адмиральский палаш...

- За прошедшие полтора века «Лефорт» лишь немного ободрали рыболовецкие тралы, - уточняет другой участник экспедиции, оператор Сергей Кравчук. - Сетями сорвало деревянные украшения на корме, сковырнуло расположенного под ним резного гербового орла. От него остались на месте только лапы и нижние фрагменты крыльев, а голова лежит на дне...

Дайверов поразило, насколько хорошо сохранились следы трагедии, разыгравшейся более 150 лет назад: «Мы натыкались на останки людей. Причем они так и остаются до сих пор в тех местах, где их настигла смерть...»

После обнаружения затонувшего «Лефорта» возник вопрос: что же делать с этой находкой?

- «Лефорт» не только уникальный памятник эпохи парусных кораблей, но еще и место гибели почти тысячи человек, - подчеркнул вице-председатель Русского географического общества Артур Чилингаров. - Сейчас место, где лежит на дне этот боевой корабль, уже объявлено массовым воинским захоронением, доступ в данный район посторонним судам запрещен.

- Воды Балтики благодаря своему минеральному составу являются уникальным консервантом для деревянных кораблей, - поясняет Константин Богданов. - В любом другом месте от «Лефорта» благодаря усилиям морского червя за полтора века остались бы только киль и железные фрагменты. А здесь линкор сможет пролежать в достаточно хорошем состоянии еще не одно столетие. Попытка поднять корабль с глубины, скорее всего, станет для него роковой: современный опыт консервации таких деревянных судов-ветеранов не дает надежных гарантий их сохранения. В этом уже убедились шведы, поднявшие со дна старинный военный корабль «Ваза» и поставившие его в специально построенном музейном помещении: несмотря на все меры, принимаемые скандинавскими специалистами, корабль постепенно ветшает, древесина его конструкций, оказавшись на воздухе, теряет свою крепость. Так что, вероятно, самым правильным будет оставить нашу находку там, на глубине, и впоследствии, возможно, обустроить некую техническую систему, позволяющую людям побывать на дне и увидеть «Лефорт».

ВИРТУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА

Однако участники экспедиции решили не ждать такой гипотетической возможности и уже сейчас обеспечить всем желающим возможность совершить экскурсию на уникальный по своей сохранности затонувший линкор. Правда лишь виртуальную. Это удалось благодаря использованию современных компьютерных технологий.

- Во время наших экспедиций были проведены детальные съемки «Лефорта», - рассказывает Константин Богданов. - Работа оказалась очень непростой. Глубина значительная, видимость даже при использовании мощных фонарей - 2-3 метра. Вдобавок завалы, образовавшиеся в тех местах, где лежат рухнувшие мачты, мешают сделать панорамную съемку всего борта... Но все-таки поставленную задачу удалось выполнить. Кроме того, мы обратились в Центральный военно-морской музей, поработали в архиве... Так в нашем распоряжении оказалась не только модель корабля, но и подлинные чертежи линкоров типа «Императрица Александра», к которым относился «Лефорт». Имея столь подробные материалы, мы обратились за помощью в одну из ведущих российских студий, занимающихся 3D-моделированием.

Уникальный виртуальный музей заработал весной 2014-го. ...Несколько щелчков по клавиатуре компьютера - и перед глазами открываются подлинные подробности той давней морской трагедии: рухнувшие мачты, обломанный бушприт...

- На палубе видна оставшаяся шлюпка, неподалеку от нее какой-то большой сундук, - комментирует изображение на экране Константин Богданов. - Сохранился кормовой штурвал. На самом носу, у бушприта, четко прорисовываются по четыре широких вертикальных отрезка трубы с каждого борта. Это, извините за такие подробности, матросский гальюн: нижняя часть труб выступает из обводов корпуса. В прямоугольных отверстиях боковых портов видны выступающие «хоботы» пушек... А вот в этом орудийном проеме можно увидеть человеческую фигуру: видимо, несчастный пытался выбраться через узкий ход наружу и спастись вплавь, но застрял и ушел на дно вместе с линкором... Человеческие останки хорошо видны и на верхней палубе. Некоторые застыли в судорожных позах - с задранными коленями, с раскинутыми руками... Особенно много тел находится возле обрушившейся в момент кораблекрушения грот-мачты, возможно, этих людей придавило обломками или они запутались в снастях.

Один из проемов в нижней орудийной палубе на экране специально высветлен, чтобы обратить на него внимание зрителя. У исследователей есть версия, что именно это место и стало причиной гибели корабля. Во время неудержимой штормовой качки орудие сорвалось с крепежа и вышибло своей тяжестью створки. При сильном крене через открывшийся проем в борту внутрь корпуса стала обильно поступать вода, что и привело к столь скоротечной агонии «Лефорта».

Пока у посетителей есть возможность осмотреть лишь корпус корабля и его верхнюю палубу, однако работа будет продолжена и специалисты студии сделают еще круговую панораму 1-й палубы линкора. В планах поисковиков подготовить также материалы для создания программы, позволяющей заглянуть и на нижние орудийные палубы. Но для этого предстоит организовать новые экспедиции к «Лефорту».

Прокофий Скрижалин

Картина А. Ганзена «Линейный корабль под парусами»

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.