Бороться за пост президента РФ разрешено восьми кандидатам. Больше зарегистрированных участников было лишь в 2000 году, но тогда и политические нравы были иными.
В отличие от прошлых выборов на этот раз Центризбирком продемонстрировал толерантность к участникам. «Количество подписей, признанных недействительными, не столь велико, а количество признанных недостоверными совсем мало», - заявил замглавы ведомства Николай Булаев.
Ряд экспертов, правда, заявил, что часть кандидатов подписи не собирали, а «рисовали», но суть не в этом. Скорее, доброжелательность ЦИК - часть политтехнологий, которыми вооружились модераторы выборов-2018.
Команда, руководимая первым замглавы администрации президента Сергеем Кириенко, еще летом заявила, что явка 18 марта должна быть не менее 70% И это правильно: избирать президента должна большая часть граждан, только тогда он будет считаться легитимным и всенародным.
Но при отсутствии новой программы развития страны на ближайшие годы как в целом в кампании, так и у отдельных ее участников обеспечить такую явку могла бы только борьба ярких и сильных соперников, в число которых давно не входят ни Владимир Жириновский, ни Геннадий Зюганов. Выдвижение коммунистами Павла Грудинина сработало на эту интригу.
Но тут в АП и испугались: как бы руководитель подмосковного совхоза не создал рисков для победы главного кандидата. Хотя Владимир Путин неоднократно заявлял, что не только готов к серьезной борьбе, но и хочет ее. Да и в победе его мало кто сомневается. Однако особенностью наших чиновников всегда было стремление сильно угодить начальству, что часто оборачивалось медвежьей услугой.
Поэтому включили «технологии», и беспрепятственная регистрация ЦИК оппозиционных Сергея Бабурина, Максима Сурайкина, Григория Явлинского и примкнувшего к ним Бориса Титова призвана максимально растащить, «размазать по тарелке» голоса, которые способен собрать Грудинин.
На полную мощность был включен пропагандистский ресурс. На каждой пресс-конференции журналисты из местных задают Грудинину одинаковые «каверзные» вопросы (некоторые, не стесняясь, читают по бумажке), сформулированные под копирку, похоже, в одном кабинете.
Команда тех же модераторов придумала кучу информационных поводов для ежедневного присутствия Владимира Путина на федеральных телеканалах. Но часто эти поводы формата регионального чиновника, а не президента страны. А опасность в том, что столь назойливая реклама главного кандидата, которого и без того все хорошо знают, может обернуться против него. Граждане просто устанут от кандидата, уверятся в гарантированной победе и не пойдут голосовать.
Кстати, рассказывают, что именно «перекормленность» электората образами ВИП-персон стала одним из факторов победы директора совхоза Александра Лукашенко на выборах президента Белоруссии в 1994 году.
Алексей Воробьев.
ТАСС/ А. Белицкий.