Госдума приняла в третьем чтении закон о сборе со сверхприбыли крупных компаний.

Закон предусматривает однократную уплату налога компаниями, чья прибыль за 2021-2022 годы превысила 1 млрд рублей. Налоговая ставка составляет 10% от суммы превышения прибыли. Для снятия опасений бизнеса по поводу возможной переплаты депутаты уточнили особенности досрочной уплаты налога по ставке 5% в этом году вместо 10% в 2024-м. Реализация закона, согласно планам правительства, должна привлечь в федеральный бюджет 300 млрд рублей. Эти деньги будут направлены на поддержку социальной сферы.
От уплаты налога освобождены компании нефтегазового и угледобывающего секторов, субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) и плательщики единого сельхозналога, а также не выплачивавшие дивиденды застройщики, проблемные финансовые организации, а также предприятия, активно инвестировавшие и потому не имевшие выручки в 2018-2019 годах.
Почему проголосовал против этого закона Михаил Делягин, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике?
- Несомненно, посыл законопроекта разумен: в прошлом году из-за несовершенств налоговой системы сырьевые экспортеры из-за флуктуаций (случайное отклонение какой-либо величины. - Ред.) мировых рынков получили колоссальные сверхприбыли, которые они и не подумали инвестировать в Россию. Представители правительства, выступая в Думе, вспомнили в связи с этим английский «налог на принесенное ветром» (то есть незаработанное богатство), введенный для исправления последствий тэтчеровской приватизации.
Однако в данном случае речь не идет об исправлении - ни последствий приватизации, ни заведомо неадекватной структуры налогов, ориентированных в либеральной колониальной логике 90-х на стимулирование финансовых спекуляций, бегства капиталов и вывоза сырья при подавлении производства добавленной стоимости и технологий.
Вместо исправления недостатков либеральная тусовка предпочитает латать тришкин кафтан бюджета разовыми подачками со стороны олигархов, специально вводя принципиально новую категорию разовых налоговых платежей, регулируемых разовыми же налогами. Более того: специальной поправкой правительство отменяет в отношении одноразовых налогов фундаментальное требование Налогового кодекса, согласно которому налог должен быть понятен налогоплательщику!
Не исключено, что в данном случае олигархи просто решили отстегнуть с барского стола определенную сумму для правильного пиара, а неспособность одичалых бюрократов точно оформить ее в виде формально объективной схемы вынудило убрать из Налогового кодекса требование понятности одноразовых налогов как таковых.
Эта же гипотеза объясняет и многие другие странности - начиная с того, зачем государству вообще 300 млрд рублей одноразового налога, составляющие, с одной стороны, менее 5% ожидаемого в этом году бюджетного дефицита, а с другой - менее 2% резервов, валяющихся в бюджете без движения.
Объясняет она и совершенно непонятный с чисто финансовой точки зрения вывод из-под действия налога на сверхприбыль наиболее политически влиятельных отраслей - нефтяной, газовой и угольной.
Поэтому чрезвычайный сбор в виде налога на сверхприбыль компаний не решит системных проблем экономики России и ее бюджета, справедливороссы воздерживаются от голосования Нас не устроили не только исключения в пользу добывающих компаний. Минфин внес поправку о том, чтобы средства от этого избирательного налога направлять в резервный фонд правительства. Получается, что и эти доходы закатают в кубышку кабмина.
Подготовил
Андрей Князев.