Общественные и социальные новости
2776 | 0

Велосипедисты не въезжают в правила

Велосипедисты не въезжают в правила
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Всего за два дня на автодорогах Московского региона погибли двое велоспортсменов, третий получил травмы. И хотя ПДД уже подгоняют под нового участника движения - человека двухколесного, число пострадавших в таких столкновениях будет только расти.

В России - в столице особенно - все активнее рекламируется велосипед как атрибут здорового образа жизни. В центре Москвы чуть ли не на каждом шагу предлагают взять велосипед в аренду, в автобусах радостно поздравляют пассажиров «с летним велосезоном».

Но пока от моды на вело больше вреда, чем пользы: пешеходы жалуются на переломы, полученные по вине велосипедистов, а самих велосипедистов нещадно давят на дорогах автомобилисты.

На днях погиб чемпион России по любительскому велоспорту Алексей Пичугин: он крутил педали по обочине Домодедовского шоссе, когда его буквально снесла иномарка, водитель которой решил сделать запрещенный обгон справа.

А накануне в ДТП на МКАД попала член сборной России по маунтинбайку Виктория Федорченко. Вместе с коллегой она объезжала пробку и угодила под колеса форда. Через несколько минут девушка умерла. Ее спутник получил ушибы и порезы.

Нашим титулованным спортсменам без риска для жизни, по сути, и негде проводить тренировки. В сентябре прошлого года на перекрестке Ижевска под колесами фуры погибла чемпионка России по велоспорту 21-летняя Римма Шидловская. Кстати, водителя фуры тогда оправдали: следствие установило, что девушка сама виновата - далеко выехала на проезжую часть, хотя место велосипедиста - кромка.

«На мой взгляд, соучастником таких ЧП является государство, - говорит юрист Рустам Чернов. - Задача государства - сделать передвижение на любых видах транспорта безопасным. Гражданин имеет право передвигаться хоть пешком, хоть на велосипеде, хоть на машине. В европейских странах есть велосипедные дорожки. Если они проходят по обочине автотрассы, то обязательно ограничены бордюром - водитель не может на них выехать. А у нас на Воробьевых горах сделали дорожки без бордюров - там тоже можно запросто «собрать», как говорят автомобилисты, три-четыре товарища на велосипедах».

Велоспорт у нас в стране пропагандируется как один из самых доступных, народных. Количество ДТП с участием велосипедистов неуклонно растет - или их кто-нибудь задавит, или они сами кого-нибудь собьют. В месяц только официально регистрируется около 700 дорожных велопроисшествий. По оценкам юристов, реальных ДТП может быть в десятки раз больше: «Велосипедист не имеет водительских прав и не имеет страховки ОСАГО. Если он стал виновником ДТП, как с него взыскивать? Нет смысла вызывать ГАИ, если нет страховки», - объясняет Чернов.

При этом велосипед является механическим средством повышенной опасности. Зачастую велосипедист стоит перед выбором: либо рисковать собой на автодороге, либо - здоровьем пешеходов на тротуаре.

Чаще всего наезд велосипедиста на пешехода подпадает всего лишь под административную ответственность. Скажем, сломал человеку ногу колесом - можешь заплатить штраф до 25 тыс. рублей. За причинение же тяжкого вреда здоровью, то есть в случае нанесения неизгладимых повреждений, угодишь под уголовную статью.

Что делать в такой ситуации? Проще всего вообще отказаться от велосипеда. Пешеходов и автомобилистов у нас в стране большинство, велосипедистов - меньшинство, вот и не создана пока для них соответствующая инфраструктура.

«В Европе штраф для велосипедиста за выезд на тротуар начинается от 50 евро, - говорит Чернов. - А у нас ездить на велосипеде по пешеходным дорожкам - обычное дело. Как и по проезжей части. Чиновникам по большому счету эта тема безразлична, как тема штрафников вообще. У меня были подзащитные, которые, перед тем как сбить насмерть человека, успевали «заработать» по 100 штрафов. У одного было 160 (!), и он ни одного не оплатил! Попробуйте в Европе не заплатить штраф за нарушение ПДД - попадете в тюрьму».

«Система ответственности сторон у нас не отрегулирована, - считает юрист. - Например, автомобилист может регулярно превышать скорость, но если его фиксирует видеорегистратор, а не инспектор ГАИ, то невозможно установить, кто был за рулем. Поэтому в этом случае не предусмотрено лишение прав, только штраф. Который опять же можно не платить».

Аделаида Сигида

Фото PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.