Общественные и социальные новости
1714 | 0

Ваучер: главный обман новой России

11 июня 1992 года была одобрена программа ваучерной приватизации, и уже через месяц вышло постановление правительства.

Ваучер: главный обман новой России
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Идеолог этой реформы Анатолий Чубайс обещал, что каждый гражданин страны получит «по две «Волги»... Что же было за кулисами?

РАДИ КЛАССА «ЭФФЕКТИВНЫХ СОБСТВЕННИКОВ»

В кратчайшие сроки создать класс «эффективных собственников» - таков был главный лозунг приватизации. Ну и заодно пополнить бюджет. Курс на это был взят еще до распада СССР: летом 1991-го Верховный Совет РСФСР принял ряд законов, которые предусматривали выкуп госпредприятий и преобразование их в АО. Между тем идея раздать всем ради этого по ваучеру была не единственной.

- В Верховном Совете тогда важным человеком был Петр Сергеевич Филиппов, - рассказывал мне несколько лет назад научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин (он умер недавно, а в 1992-м был представителем правительства в ВС и членом Совета по предпринимательству при президенте). - Он предлагал создать именные записи, кто что получил от государства. Но было совершенно ясно, что для той реформы, которую затеяли мои друзья-реформаторы, это не подходит: рынок должен был быть открытым, чтобы можно было потом осуществлять обмен... И тогда придумали безликий ваучер. Поскольку у людей не было денег, чтобы покупать предприятия, надо было сделать так, чтобы они доставались им бесплатно. Нечто вроде лозунга: «Рабочим - заводы, крестьянам - землю».

- Первоначально в законе предполагалось открытие персональных приватизационных счетов, - уточняет экономист Андрей Нечаев (первый министр экономики новой России - с февраля 1992-го по март 1993-го). - Но когда Чубайс (в то время возглавлял Госкомимущество в ранге министра, позже вице-премьер правительства) и его команда - те, кто занимался приватизацией, - обратились в Сбербанк с вопросом, сможет ли он взять на себя техническое решение задачи, получили ответ: на это потребуется 2-3 года и серьезные вложения. Но ждать не могли по политическим соображениям: все-таки ставилась задача ускоренной приватизации.

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ИМЕННО 10 ТЫСЯЧ?

Было напечатано 150 млн ваучеров, на каждом из которых красовалось: «10 000 рублей». Ваучеры раздавались на предприятиях, в отделениях Сбербанка и по месту жительства. За оформление надо было заплатить 25 рублей. В сущности, это были копейки: инфляция в 1992-м росла бешеными темпами. Если $1 в июле стоил 161 рубль, то к концу октября он уже тянул на 398 рублей. Так же стремительно росли и цены, чего нельзя было сказать о зарплатах.

Так почему же номинал ваучера был именно 10 тысяч?

- Это была идея Чубайса, - вспоминает Нечаев. - Он считал, что люди будут с большим уважением относиться к этой бумаге, если на ней будет стоять какая-то денежная сумма. Хотя на самом деле этот номинал не имел никакого значения. Ваучеры обеспечивались приватизируемым имуществом. И реальная стоимость каждого определялась тем, какое количество акций вы на него получали. И каких акций: понятно ведь, что акции Газпрома — это одно, а какого-нибудь электромеханического завода в селе Пупкино - совсем другое.

- Шел 1992-й, со страшной силой падало производство и дико росли цены на все, - отмечал Ясин. - Если вы проводите приватизацию в таких условиях и даете людям ваучеры, вы не можете быть уверенными, что они будут очень ценными, даже если изначально они и равнялись чему-то. Поэтому никто и не придавал им большого значения. Все считали: все равно на них ничего не выручишь.

КУДА ВЛОЖИТЬ?

Наивно было бы рассчитывать, что народ, у которого финансовая грамотность и сегодня достаточно низкая, быстро разберется с таким финансовым инструментом, как ваучер. Но, как выяснилось, никто из апологетов этой программы и не рассчитывал на массовое возникновение бизнесменов.

Еще более странно, что даже крупные экономисты, всей душой поддерживавшие приватизацию, распорядились полученными ваучерами не лучше, чем простые граждане.

- В моей многочисленной семье, - вспоминает финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев (в то время эксперт при президенте Ельцине), - все были уверены, что ваучер надо отдать мне и что я размещу его самым лучшим образом. Так у меня собралось порядка 20 ваучеров. А я был уверен, что никакого такого способа разместить их у меня нет. Я ведь не был приближен ни к одной крупной структуре, где мог бы заглянуть за кулисы, не являлся членом правления какого-нибудь крупного завода. В общем, я все их продал, дождавшись, когда цена чуть повысилась.

- Я отдал все наши ваучеры матери моего зятя. И даже не знаю, что она с ними сделала, - профессор Ясин распорядился своей частью достояния страны еще более небрежно.

Средняя цена за ваучер колебалась от 5 до $40, к 1994-му остановилась на $20. Но многие продавали ваучер по цене двух бутылок водки. Не меньше было и тех (включая докторов экономики), кто отнес ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) - их тогда рекламировали, уверяя, что они созданы в помощь тем, кто не слишком силен в неведомых ранее сферах бизнеса. В ЧИФах людям выдавали ценные бумаги собственного фонда, обещая в будущем золотые горы. Но почти все они канули в Лету.

Пожалуй, самым честным и успешным можно назвать ЧИФ «Альфа-капитал» (стал приватизационной основой для «Альфа-Групп»). Сегодня он превратился в инвестфонд, но акционеров у него гораздо меньше, чем те 2 млн человек, которые в 1990-х принесли туда ваучеры.

- До сих пор некоторые ЧИФы (вернее, их наследники) влачат какое-то существование, - уточняет Сергей Гирнис, представитель Федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. - Теоретически можно к ним обратиться... и узнать, что денег у них нет. Обычных людей, которые хоть что-то выиграли от этого, немного. Главным образом, это те, кто вложил чеки в предприятия, где сами трудились, - в те же Газпром, Сбербанк... Бывали и чудеса. Я знаю семью, которая вложила 5 ваучеров в региональную ТЭЦ, что позволило им в 2000-х купить 18-метровую квартиру в областном центре.

КТО ВЫИГРАЛ?

Тех, кто выиграл от ваучерной приватизации, можно разделить на три типа. Про основателей ЧИФов мы уже рассказали. Другой тип - по сути, спекулянты: покупали подешевле, продавали подороже. И, наконец, третий тип - инвесторы: они скупали ваучеры мешками (за свои и чужие деньги), а потом на чековых аукционах меняли их на акции. Для себя.

О том, куда может привести «мешок ваучеров», уже слагают легенды. Одна из них такая. Студент Олег Дерипаска чуть не лично скупал ваучеры (а затем и акции), топчась у проходной АО «Саянский алюминиевый завод» в Хакасии. А в начале 1993-го всего 4,88% акций этого предприятия купила никому не известная фирма «Алюминпродукт», в руководстве которой значился все тот же Дерипаска. Через два года он возглавил завод...

Кроме Михаила Фридмана («Альфа-Групп») и Олега Дерипаски можно вспомнить еще поднявшегося на ваучерах главу «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова. Из этой же касты и Каха Бендукидзе, ныне уже покойный. За 10 минут до окончания чекового аукциона по продаже акций АО «Уралмаш» он вбросил 130 тысяч ваучеров, что принесло ему 18% акций «Уралмаша»...

Елена Скворцова

Фото: А. Бойцов/РИА Новости,

В. Соболев/ТАСС.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.