Общественные и социальные новости
2271 | 0

В Москве снова решили развивать электротранспорт

В Москве снова решили развивать электротранспорт
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Три года назад казалось, что дни столичного троллейбуса сочтены. Теперь его решили развивать снова. Но электротранспорт в Москве уже не будет прежним.

Московский троллейбус отпраздновал юбилей. Первые в СССР представители этого вида транспорта появились в 1933 году. Они были деревянными и преподносились публике как «трамвай без рельсов». А вот мировым чемпионом по поголовью троллейбусов Москва стала уже при Хрущеве. Никита Сергеевич считал «рогатых» транспортом будущего. Даже на ВСХВ (нынешний ВВЦ) запустил специальный экскурсионный троллейбус с обзорными стеклами. Один сохранившийся до наших дней экземпляр с эмблемой сельскохозяйственной выставки 16 ноября катался по городу в составе юбилейного парада троллейбусов.

Кроме исторической части праздник отметили презентацией новейшей модели - приседающего троллейбуса. Приехав на остановку, такая машина будет опускаться на 14 см, чтобы входить и выходить было еще удобнее. Приобретут ли эту экзотику для городских нужд, пока неизвестно, но закупки «рогатого» транспорта последние годы наращивают. До конца 2016 года город планирует купить несколько сотен новых машин и не только обновить парк почти наполовину, но и увеличить троллейбусное поголовье. Если сейчас по Москве колесит порядка 1800 троллейбусов, то через три года их должно стать 2120. Запланированы и два новых троллейбусных парка в Коровине и Марьине.

А ведь осенью 2010 года московский троллейбус начали было хоронить. В официальном «Комплексном плане по решению проблем Московского транспортного узла» стоял специальный пункт «Ликвидация троллейбусов с центральных улиц». Этот вид транспорта тогда усиленно бранили где только можно. За то, что медленный, неуклюжий, создает пробки и мало народу возит.

ЗА И ПРОТИВ

Ранний вечер, троллейбус «Б» еле плетется по Садовому кольцу. В салоне несколько человек. В основном пенсионеры, которым торопиться некуда. Троллейбус - самый неспешный общественный транспорт. В Москве в часы пик он не разгоняется и до 16 км в час. А перед стрелками, где троллейбусные провода разветвляются, и вовсе тормозит до скорости бодрого пешехода.

- Троллейбус плохо ходит по Садовому по одной-единственной причине - из-за режима беспорядочной парковки, - уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. - Когда парковка на кольце будет упорядочена, увидите, как будет работать троллейбус. Есть в Москве магистрали с полосами для общественного транспорта, и там он прекрасно ходит.

КСТАТИ
Там, где есть магистрали с полосами для общественного транспорта, троллейбус прекрасно ходит. Так что рано списывать его со счетов.

Конечно, кое-где троллейбус явно лишний. Михаил Блинкин считает, что его стоило бы убрать с Бульварного кольца, где и так не протолкнуться. У других специалистов вызывает вопросы 46-й маршрут в Нагатине, идущий параллельно трамвайному пути. Причем у трамвая-то свои рельсы, а троллейбусные пассажиры томятся в общей пробке. Аналогичная ситуация между тремя вокзалами и Преображенской площадью. Но ведь это не к троллейбусу претензии.

Да, максимальная техническая скорость у него невелика. Но в городе она не так уж важна, потому что общественный транспорт все равно у каждого столба останавливается. А разгоняется электрическая машина быстрее. Коробка передач у троллейбусов отсутствует,  набор скорости происходит плавно и незаметно - за счет повышения силы тока. Это проще, дешевле, надежнее, и ход получается куда мягче, чем у автобуса. Не говоря уже о том, что меньше шума и совсем нет вредных выбросов.

А при нормальной загрузке маршрута троллейбус примерно на 10%, а трамвай на 20% дешевле автобуса.

Нормальная загрузка - это когда машины следуют с 5-10-минутными интервалами. При езде раз в полчаса троллейбус обходится уже дороже автобуса. Ведь содержание подстанций и проводов требует постоянных и довольно больших расходов независимо от интенсивности движения.

ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОБУСА

В общем, менять троллейбус на автобус не только неэкологично, но и невыгодно. А вменяемой альтернативы пока просто нет. В 2011 году в Москве уповали на электробус - электрический автобус на аккумуляторах. Такие машины разработали все основные российские производители. Столица купила несколько экземпляров для эксперимента. О нем поначалу много писали, а потом как-то замолчали. Новая техника катается исключительно по выставкам. Явно что-то пошло не так.

- В одном из троллейбусных парков пробовали запустить электробус, - приоткрывает тайну Александр Морозов, сопредседатель общественной организации «Город и транспорт». - Все шло хорошо, но через год-полтора вышли из строя аккумуляторы. А это четверть стоимости машины.

Обычный срок службы автобуса или троллейбуса 8 лет. Если пять раз менять батареи, никаких денег не напасешься. Впрочем, технология эта новая и неразвитая не только у нас. В передовой Швейцарии лишь в этом году начали серийно внедрять электробусы с подзарядкой на остановках.

- Электробусов по приемлемой цене и с приемлемыми характеристиками (запас хода, время зарядки и т.п.) пока просто нет, - констатирует Михаил Блинкин. - Есть хорошие опытные образцы. Если говорить о среднесрочной и долгосрочной перспективе, то электробус троллейбусы вытеснит. Но смена эта произойдет не за время жизни закупаемых сейчас новых транспортных средств.

Впрочем, всякий новый троллейбус - немножечко электробус. От каждой покупаемой машины московские транспортники теперь требуют возможности автономного хода. В феврале у Мосгортранса было 439 таких автономных троллейбусов. Запас хода на аккумуляторе у большинства из них не превышает 500 метров. Но это позволяет «рогатым» объезжать не только заторы и аварии, но и места обрыва контактной сети. А там, глядишь, и совсем от рогов откажутся.

Материал подготовил Никита Аронов

 Фото FOTOBANK.COM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.