Статьи для раздела «Образование» в российских газетах в последнее время ничем не отличаются от криминальной хроники или репортажей из зоны боевых действий. Одни ученики травят других, дети возвращаются с уроков с травмами, подростки избивают сверстников в присутствии учителей, и взрослые даже не пытаются защищать подопечных. Как говорят сами педагоги: «Мы уже никого не воспитываем и ни на что не влияем...»
Вряд ли в 1983 году режиссер Ролан Быков предполагал, что в XXI веке у его фильма «Чучело» будут тысячи документальных ремейков. Сейчас почти каждая российская школа снимает для «проката» в социальных сетях свое реалити-шоу, где обязательно есть жертва, стая, зрители. За последние тридцать лет ученические разборки стали жестче - мучители из киноленты Быкова выросли, но не поумнели, и теперь их дети на практике объясняют ровесникам, что внутривидовая борьба - страшная и безжалостная неизбежность.
«Я работаю в школе больше тридцати лет. Многое повидала. А беспомощной чувствую себя впервые, - признается учитель математики из Челябинской области Ирина Паначева. - У нас есть 8-й класс, третья часть которого - подростки с девиантным поведением. Это ужас! Рассудком я понимаю причины их агрессии - дома на них давят родители. Мамы пьют, не работают, срывают зло на детях, отцы осатанели от безнадеги, пускают в ход кулаки. Мы имеем дело со вторым или третьим потерянным поколением. Поколением злым, глухим и слепым. Совсем юные ребята живут по правилу «Бей или терпи». Им нужны профессиональные психологи и серьезная реабилитация, что современное образование, особенно в провинции, не может обеспечить. И защитить остальных учащихся не может».
Как раз для защиты учеников от школьной травли и специальной подготовки учителей Москва только что приняла решение об организации курсов по профилактике детских конфликтов.
«Это замечательная инициатива. Хорошо, что столица переключает внимание педагогов с ГИА и ЕГЭ на внутришкольный климат и подростков, - хвалит чиновников заместитель главы Московского родительского комитета Руслан Ткаченко. - Российские педагоги растеряли навыки воспитателей. Их работа свелась к отчетам, тестам, пустой писанине. На общение с детьми не осталось времени. Устарел арсенал, которым они располагают: технологии, приемы. Он соответствовал требованиям XIX-XX веков, но не компонуется с нынешней ситуацией. Зато школьники превратились в отличных психологов и ловких манипуляторов. Им ничего не стоит довести учителя до стресса или сорвать урок. В одном подмосковном заведении, где учатся 300 человек, педагоги рассказали мне, как маленький, щупленький третьеклассник держит в страхе всю школу, несколько десятков взрослых. Дети по своей сути - разрушители, и, если их не сдерживать, не направлять в мирное русло, они много чего способны натворить. Курсы, предложенные столичным департаментом образования, переоснастят педагогов, снабдят их актуальной информацией, «модернизируют», что ли».
МОСКВА КАК ЗАГРАНИЦА
В 2013-2014 годах столица проводила другой полезный эксперимент - создавала в городских школах службы медиаторов - экспертов, помогающих сглаживать конфликты между детьми, педагогами и родителями. К сожалению, не многие учебные заведения пожелали открыть у себя «центры примирения». Кому нужны дополнительные обязанности и новая нагрузка?
Школа №1449 рискнула, и сегодня ее учащиеся смотрят телерепортажи о любых ЧП с участием детей, о драках и травле в российских учреждениях образования как сюжеты о первобытном обществе.
«Мы не сразу изменились. Не сию секунду. Нас готовили, ребят три месяца инструктировали профессионалы, - вспоминает школьный психолог Ольга Половникова. - Медиаторами стали двенадцать мальчиков и девочек разных возрастов. Я тоже училась по спецпрограмме. Служба успешно разрешает конфликты, учит сверстников слышать друг друга, смотреть на себя со стороны и избегать острых углов. Дети и взрослые знают, что в случае проблем у них есть к кому обратиться».
Почему столица доросла до медиации и курсов по профилактике конфликтов для педагогов, а регионы нет? Как живет нестолица?
Да печально живет. Только в декабре в Нижегородской области учащиеся Борской школы жестоко избили одноклассника прямо на уроке в присутствии учителя. Ребенок попал в больницу с сотрясением мозга и сломанным носом. В Самаре ученики школы №63 на глазах у преподавателей проломили череп 12-летнему подростку. В наказание за бездействие директор учреждения оштрафован на 10 тысяч рублей. В Сочи 45 несовершеннолетних разгильдяев набросились на мальчика-«ботаника». Опять в школе и опять при взрослых.
ДЕТИ КАК «КАМНИ» ДЛЯ КЕРЛИНГА
«Что происходит? Родители обвиняют учителей: «Вам наплевать на детей. Вечно жалуетесь на нагрузку, безденежье и не заботитесь об учениках». Наверное, некоторые педагоги действительно потеряли интерес к работе, устали, - рассуждает преподаватель математики из Октябрьского района Челябинской области Ирина Паначева. В ее школе нет завуча по воспитательной работе - на ставку не хватает средств, нет психолога. Впрочем, специалистов, сколько-нибудь разбирающихся в детской психологии, нет во всем районе. - Учителя обвиняют родителей: «Не хотите воспитывать своих сыновей и дочерей, а потом ищете козлов отпущения». А проблема в том, что педагогов законодательно связали по рукам и ногам. Они не имеют права повышать голос на ученика, поднимать на него руку, выгонять из класса и школы. Не могут влезть в драку и раскидать подростков по разным углам. Не могут обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних. Подростки растут с ощущением безнаказанности, вседозволенности. Хоть на ушах стой - тебе ничего не будет. Как недавно заметил мой коллега: «Мы больше не воспитываем - играем в керлинг. Дети - «камни» для керлинга, а педагоги - люди, на почтительном расстоянии зачищающие для них дорожки». Я согласна, что учителя мало общаются с учениками, ребятам не хватает внимания, но что делать? Если учитель в провинции полдня развозит детей на автобусе по трем селам, ищет то транспорт, то бензин, еще полдня дает уроки, откуда он возьмет силы на «поговорить по душам»? Это в Москве есть службы медиации и курсы, а в глубинке мы не знаем, к кому бежать. Была бы передвижная психологическая помощь или региональный консультационный центр - вызывали бы в экстренных случаях. Но ничего же нет. Вся страна так живет».
На этом «безрыбье» Ирина Паначева два года назад сама провела в родной школе исследования, объединила старшеклассников и вместе с ними постаралась разобраться в причинах конфликтов. Подростки выясняли, кто, кого, за что и почему в их учебном заведении травит, искали способы выхода из сложных ситуаций. Пока продолжалась работа, в школе было спокойно. Сократилось время на внеклассные занятия - «вновь продолжается бой».
«Курсы для педагогов - незаменимая вещь. Каждый город, каждое село нуждается в психолого-педагогических ликбезах, - уверена Ирина Паначева. - Проблема в наличии средств и вменяемых экспертов. Не случайно Госдума РФ год назад требовала проверить квалификацию детских психологов в стране. Настоящих специалистов мало. А вообще... Травля в школах - последствие бардака в российской системе образования. Из школы ушли душа, любовь к детям, человечность. Учеников и учителей загнали в клетку, в которой трудно сохранить доброе и разумное».
Анна Бессарабова
Фото FOTOLIA.COM
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Игорь Любачевский, клинический психолог:
«В современной школе изменилось многое. Прежде всего, дети. Эта тенденция отмечается многими специалистами, работающими с детьми, для них даже придуман термин «маленькие нарциссы». Но при всей новизне они по-прежнему остаются детьми с их перипетиями, взрослением, любовью, отношениями.
Конфликты во взаимоотношениях между школьниками возникают постоянно, и задача педагога состоит не в том, чтобы их избегать, а в том, чтобы использовать их в воспитательных целях. Когда подростки не находят поддержки со стороны взрослых, они начинают решать свои проблемы так, как умеют, чаще всего насилием».