В 2015 году Рособрнадзор проверит знания школьных учителей. Весной ведомство отправило на экзамен преподавателей истории, в ближайшей перспективе та же участь ждет других предметников. «Дело, может, и хорошее, но у нас некого проверять», - говорят директора региональных учреждений образования.
Презентуя свое решение, глава Рос-обрнадзора Сергей Кравцов напомнил российской общественности, как год назад оскандалились выпускники школ Дагестана - провалили ЕГЭ. «Мы послали их учителей на такой же экзамен, - сообщил чиновник. - Выяснилось, что и у детей низкие результаты, и у взрослых. Потом в республике круглосуточно работал институт повышения квалификации, московская профессура учила местных преподавателей русскому языку и математике. В апреле 2015-го ведомство повторило эксперимент с участием историков и убедилось, что стране нужна масштабная и объективная проверка знаний учителей».
В конце лета в том же Дагестане «сеятели разумного» будут сдавать экзамены по математике, информатике и английскому языку, завучи - по менеджменту в образовании. Их коллеги из других регионов России готовятся к проверкам по литературе и физике. А школьные историки делятся опытом - во время весеннего тестирования они, как утверждает Рос-обрнадзор, показали себя профессионалами, хотя, по признанию самих педагогов, 28% из них до сих пор не в курсе, что с 1 сентября начнут работать по новым учебникам, и не имеют представления о том, что будут преподавать.
«Экзамен для взрослых - одно из сопутствующих обстоятельств введения профстандарта для педагогов, - считает учитель из Брянской области Сергей Пригов. - Мало нам аттестаций и возни с квалификациями - давайте поиграем в учеников. Проверять преподавателей надо, но вы верите, что чиновники заинтересованы в результате? Благодаря реформам квалификацию учителей сегодня определяют бюрократические навыки, правильно составленные отчеты, а не педагогический талант и практика. Так и на экзаменах взрослые будут подстраиваться под ситуацию, химичить не хуже учащихся».
Говоря о предстоящих проверках, наши собеседники - учителя с многолетним стажем - составили список вопросов, которые хотели бы адресовать Рособрнадзору. Например, зачем тратить средства на организацию экзаменов для преподавателей и одновременно резать расходы на образование? Кого будут проверять чиновники, если в регионах не хватает педагогов? Почему кадровым отбором занимаются функционеры из ведомств, а не школы, экспертные сообщества и родители? Понимает ли Рособрнадзор, что проблемы отечественного образования связаны с системными промахами Минобрнауки, а не с ошибками учителей?
Директору Шульбинской средней школы (Карелия) Марине Горячевой не до экзаменов. «В этом году нам нужно сэкономить более четырех миллионов рублей, - объясняет Марина Михайловна. - Объединили предметы: музыку, физкультуру, ИЗО, технологию, на чем сберегли два миллиона. Думаем отказаться от стимулирующего фонда. Чуть не убрали из расписания физику для 10-11-х классов, но тогда ребятам пришлось бы ездить в интернат. Сократили количество часов - с 35 до 10. Физик собирается увольняться. Молодые учителя убегают».
В соседнем Петрозаводске остаются открытыми 28 вакансий педагогов, в Сегежском районе - 20. Администрации школ вместо словесников и историков берут на работу бывших юрисконсультов.
«А дипломированные учителя устраиваются в полицию, - дорисовывает карельскую миниатюру Марина Горячева. - Уровень подготовки педагогов и учащихся снижается сумасшедшими темпами. По всей стране, а не в одном отдельно взятом регионе. Это и без экзаменов видно».
Студенты известного московского вуза (скоро они станут учителями литературы) рассказали корреспонденту «Мира новостей» о молодых преподавателях-филологах, часто использующих в речи слова «печалька», «печенька», словосочетание «какая жаль».
Вообще сама ситуация, когда ведомство, в немалой степени способствовавшее оглуплению отечественной школы, решает экзаменовать учителей, чтобы выявить очень и не очень слабых, кажется бредовой. Рособрнадзор и Минобрнауки уходят от школы, от учащихся и учителей все дальше и дальше.
Анна Бессарабова
Фото FOTOLIA.COM
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Доцент Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Татьяна Ходот:
«Уровень подготовки в средней и высшей школах слабый, общий уровень культуры низкий. Педагогических вузов почти не осталось, их ликвидировали как класс, сократили, закрыли. И наши с вами причитания о том бесполезны. Я не знаю, зачем Минобрнауки понадобилось тратить деньги на проведение экзаменов для учителей. Чтобы узнать очевидное? У кого-то есть иллюзии о происходящем в системе образования? У меня нет, но я не министр».